Кафедра
Экономики предпринимательства
Институт Экономики и Управления
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

450008, Респ. Башкортостан, г. Уфа ул. Карла Маркса д. 12, корпус 3,
ком. 3-301, 3-303 /преподавательская/, тел. 8 (347) 272-53-88
ком. 3-311 /зав. кафедрой/, тел. 8 (347) 272-11-63,
ком. 3-302 /дополнительное образование/, тел. 8 (965) 66-20-703

Go
Поля обозначенные как * обязательны для заполнения
Написать письмо
Ваше имя*:
Email*:
Телефон:
Текст письма*:
Введите код:* 
События /

О дистанционном обучении

В НИУ ВШЭ разработали математическую модель оценки программ дистанционного обучения

В центре психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ разработали модель, которая позволяет прогнозировать активность студентов внутри онлайн-курса: например, просмотрит ли он видеолекцию или прочтет необходимый материал.

Система опробована с использованием платформы онлайн-обучения Coursera на 21 тыс. студентов, а исследование с использованием модели выявило, что обучающиеся чаще выбирают видео, а не текстовые лекции. 65% студентов имеют нулевую активность уже на второй неделе обучения и только у 5% студентов активность в ходе обучения, наоборот, повышается.

Математическая модель, разработанная в ВШЭ, является расширением модели Раша. На ее основе в ВШЭ провели исследование онлайн-обучения и выяснили, что студенты чаще выбирают просмотр видеолекций, чем прочтение образовательного материала.

Каждый студент, согласно результатам исследования, имеет индивидуальную динамику активности, однако ученые выделили три основных ее типа. Так, около 85% учащихся показывают снижение активности (причем 65% будут иметь нулевую активность уже на второй неделе). И всего около 5% имеют увеличивающуюся активность в течение курса. 10% студентов (со стабильной динамикой активности) наиболее продуктивны в решении проверочных заданий, используют меньше попыток и допускают меньше ошибок.

Ученые считают, что на основе результатов прогнозирования составители онлайн-курсов и вузы получат возможность корректировать лекции, адаптируя отдельные разделы для различных групп студентов, чтобы уменьшить долю отстающих. Например, зная, что студенты «более активно просматривают видеолекции, мы можем материалы для чтения встраивать в видеоконтент», говорит руководитель центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ Дмитрий Аббакумов.

В прошлом году ученые ВШЭ и бельгийского Университета Лёвена разработали метод оценки успехов студентов в цифровых учебных средах. Полные выводы исследования они опубликовали в американском журнале Behavior Research Methods. Исследователи отмечали, что для оценки прохождения студентом онлайн-курсов эффективнее проверять не разницу между знаниями и умениями в начальной и конечной точках учебного курса через входной и финальный тест, а динамику прогресса внутри курса. Проверять ее они предложили через «цифровые логи» студентов. Логи – это события, фиксируемые платформой онлайн-обучения: например, просмотры видеолекций и попытки решения заданий.

Разработанная модель может быть использована при прогнозировании отсева студентов на массовых открытых онлайн-курсах (МООК). По сравнению с анализом выживаемости (survival analysis), который прогнозирует момент отсева студента с курса и часто используется в исследованиях МООК, психометрический подход детально описывает поведение студентов, ориентируясь на каждое отдельное их взаимодействие с единицей контента в курсе.

То есть сегодня возможности онлайн-платформ позволяют нам подобрать сложность заданий, адекватную знаниям обучающегося, на каком бы официальном уровне он ни находился. Мы это увидим в процессе его взаимодействия с платформой и сможем выстроить для него индивидуальный образовательный трек с заданиями соответствующего уровня сложности. В конечном итоге, считается, что это позволит повысить образовательные результаты обучающегося.

Дискуссия вокруг эффективности онлайн-образования в России развернулась после того, как ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в 2018 году заявил, что в течение пяти лет вуз полностью откажется от аудиторных лекций. Вместо них профессора «Вышки» будут записывать собственные онлайн-курсы.

Многим будет интересно ознакомиться с мнением студентов и преподавателей вузов России по этому вопросу.

03 июля 2019