Кафедра
Экономики предпринимательства
Институт Экономики и Управления
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

450008, Респ. Башкортостан, г. Уфа ул. Карла Маркса д. 12, корпус 3,
ком. 3-301, 3-303 /преподавательская/
ком. 3-311 /зав. кафедрой/, тел. 8 (908) 350-22-70,
ком. 3-302 /дополнительное образование/, тел. 8 (965) 66-20-703

Go
Поля обозначенные как * обязательны для заполнения
Написать письмо
Ваше имя*:
Email*:
Телефон:
Текст письма*:
Введите код:* 
События /

Система высшего образования в Италии и ее особенности

Система высшего образования в Италии и ее особенности

Мы Шемагонова Анастасия и Яковлев Артём обучаемся на пятом курсе специалитета Экономическая безопасность. В прошлом году мы стали победителями стипендиальной программы Erasmus+, но из-за опасной ситуации с COVID-19 зимой этого года, решили начать свою мобильность в осеннем семестре. Сейчас мы находимся в Италии, где в Университете Тренто проходим обучение.

В своем докладе мы хотим рассказать о системе высшего образования в Италии, о его структуре и особенностях глазами студентов из России.

Скачать презентацию >>>

Образовательная система.

Итальянские университеты входят в число старейших университетов мира. В частности, Болонский университет, основанный в 1088 году, является старейшим университетом в мире, а Падуанский университет, основанный в 1222 году, и Неаполитанский университет, основанный в 1224 году, являются одними из самых древних государственных университетов в Европе. Также можно отметить, что большинство университетов Италии получают государственную поддержку.

В основном высшее образование в Италии предоставляется обширной сетью государственных университетов, находящихся в ведении Министерства образования Италии.

Система получения высшего образования в Италии называется «3+2» и соответствует Болонской декларации, которая была подписана в 1999 году здесь же, в Италии, и положила начало Европейскому пространству высшего образования. Эту же систему в 2003 году приняла и Россия, внедрив двухуровневое образование: бакалавриат + магистратура.

В Италии первую ступень – степень бакалавра Laurea triennale – можно получить после трех лет обучения или заработав 180 ECTS кредитов. Далее студенты могут завершить учебу, получив степень магистра Laurea Magistrale после двух лет и 120 ECTS кредитов.

ECTS кредит – аналог зачетных единиц в России. 1 ECTS равен 25 часам рабочей нагрузки, из которых 6-7 часов аудиторных занятий и 19-18 часов индивидуальных. В среднем за семестр студент должен набрать 30 ECTS кредитов – это примерно 5 различных дисциплин по 6 ECTS кредитов каждый.

Система оценок.

Оценки за экзамен выставляются по шкале от 18 (минимальная оценка) до 30 (максимальная оценка). Оценка в 30+ баллов считается cum laude – исключительная.

Университет Тренто.

Университет Тренто расположен в одном из самых интересных регионов Италии: Трентино. Известный своими горами, Доломитами, одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, Трентино находится на границе между Средиземноморьем и Центральной Европой. Регион всегда извлекал выгоду из своего местоположения, чтобы внедрять инновации и создавать новые идеи, что-то вроде Кремниевой долины в Альпах, как ее окрестили некоторые СМИ. Идеальное место для жизни, развлечений, занятий спортом.

Университет Тренто был основан в 1962 году в качестве Института Социальных наук по инициативе Бруно Кесслера. В 1972 году при финансовой поддержке местного правительства был преобразован в Свободный университет Тренто. В 1983 году он стал государственным университетом под названием Università degli Studi di Trento.

Для расширения образовательного спектра услуг в 1972 году был учрежден факультет наук (с инженерным отделением), а в 1973 году — факультет экономики. В 1984 году в вузе появились филологически-философский и юридический факультеты литературы, а в 1985 году — инженерный факультет. Наконец, в 2004 году открылся первый в Италии факультет когнитивных наук.

Учебное заведение прочно связано с местными реалиями, оно считается основным ресурсом культурного, социального и экономического развития. Это подтверждается отношениями с предприятиями: академические структуры обслуживают не только университетские круги, и город по праву может гордиться своим университетом. Университет внимательно подходит к местным потребностям, предлагая интеллигентные решения, но не отказываясь от международного масштаба своей деятельности, которая свободно выходит из аудиторий и лабораторий.

На данный момент мы обучаемся в Университете Тренто на факультете Социальных и Гуманитарных наук кафедры Экономики и Менеджмента. Помимо этого, Университет имеет еще 10 кафедр и 4 центра:

С самого дня своего основания вуз принял международную ориентацию. Учитывая свои небольшие размеры и стратегическое географическое положение на альпийском хребте, университет сделал ставку на развитие важных международных связей по дополняющему принципу. Он завязал прочные партнерские отношения с престижными исследовательскими центрами при вузах всего мира и вступил в важные объединения по сотрудничеству. Большое значение имеет участие университета в программе Erasmus, также вуз работает над соглашениями по двойному диплому с 1997 года. Постоянно расширяется сотрудничество по кооперации в развитии с африканскими и латиноамериканскими вузами. Иностранные штатные и приглашенные преподаватели составляют около 10 % всего преподавательского состава. Университет вкладывает много средств в приглашение зарубежных ученых высокого уровня, сюда стремятся и итальянские преподаватели, приобретшие важный опыт работы за границей, что способствует интернациональной интеграции университета. Сотрудничество с Германией стало важным преимуществом Трентского университета при выборе итальянской базы для итало-немецкого вуза. Этот орган занимается координацией обучения высокого уровня и исследований между итальянскими и немецкими вузами. Так Трентский университет стал важным партнером не только в подготовке специалистов европейского уровня, но и в обмене технологической информацией между этими двумя важными экономическими регионами.

Услуги, предоставляемые Университетом Тренто:

Путь, который мы уже прошли, и что ждет нас дальше во время пребывания в Тренто по программе Erasmus+.

После сообщения о том, что мы прошли конкурс на стипендиальную программу Erasmus и перед тем, как улететь из России было необходимо:

  1. Выбрать предметы, которые мы будем изучать в Тренто в течение семестра. Мы могли выбрать и те предметы, что можно перезачесть в УГАТУ, и те, которые нам были интересны для изучения.
  2. Подать документы и получить студенческую визу типа D, туда входили билеты на самолет, страховка, жилье на период самоизоляции, а также финансовые гарантии и приглашение из ВУЗа.
  3. Заполнить и загрузить личные данные в университетские структуры на специальных сайтах.


В конце августа мы улетели в Италию, в город Бергамо, где в новых реалиях нам пришлось проводить десятидневную самоизоляцию. На карантине нельзя было покидать место проживания даже для похода в магазин за продуктами. С этим нам очень сильно помогли хозяева дома, в котором мы жили – это была забавная пожилая пара. Они покупали нам продукты и общались с нами (преимущественно жестами, так как английский они плохо знают). У нас даже появилась маленькая традиция – играть вечерами в традиционные итальянские карточные игры.

По истечении десяти дней, мы наконец отправились в Тренто, чтобы заселиться в общежитие. Регион Трентино сразу нас поразил своей природой и видами: невероятные горы, зеленые поля и стремительные горные реки. Трудно было поверить, что именно здесь мы проведем следующие полгода своей жизни.

Итак, мы заселились в общежитие. Резиденция Сан-Бартоломео – это комплекс пятиэтажных зданий для временного проживания студентов Университета Тренто. Здесь имеются двухместные и преимущественно одноместные комнаты с личными ванными комнатами. У проживающего есть:

Комнаты достаточно просторные и уютные. Также на этаже есть общие кухни на 13-15 человек. Места для готовки также хорошо оборудованы, есть:

Раздельный сбор мусора – обязательное правило на всей территории резиденции, за нарушение которого предназначен штраф в 50 евро. В целом, это правило распространяется по всей Италии.

Помимо жилых помещений на территории резиденции также есть прачечные, футбольное, баскетбольное и волейбольное поля, три спортивных зала, зал для скалолазания, театр, музыкальные студии, места общего пользования для занятий и приема пищи. Сама резиденция очень зеленая и чистая, так как персонал ежедневно проводит уборку и вывоз мусора.

За общежитие иностранные студенты платят 270 евро за двухместную и 330 евро за одноместную комнату.

Теперь немного о финансовой помощи. Студенты Erasmus+ получают стипендию в размере 850 евро в месяц, также покрываются расходы на транспорт из России в Италию в размере 530 евро и расходы на ПЦР-тесты. В начале нашей мобильности мы получили 70% от общей суммы за 5 месяцев, остальное получим уже после окончания обучения.

Жить в Италии, как и в Европе, дороже, чем в России. Разительно дороже обходится общественный транспорт, примерно 100-150 рублей за проезд на автобусе, так же продукты питания и одежда. Поэтому размер стипендии, который в пересчете на рубли составляет около 72 тыс. рублей, как раз хватает на существование.

Как проходит образовательный процесс.

Учебный год в Италии начинается не с 1 сентября, а со второй-третьей его недели. Наше обучение проходит полностью на английском языке, при этом есть преподаватели, которые прекрасно владеют языком, и есть те, которые иногда переходят на итальянский.

Так как коронавирус поспособствовал развитию онлайн образования, в Университете Тренто имеются сервисы дистанционного обучения:

На данный момент практически все дисциплины в Тренто проходят в аудиторном личном формате, при этом действуют жесткие противовирусные правила как для студентов, так и для преподавателей:

Одна пара длится 2 часа, при этом предусмотрен получасовой перерыв на усмотрение преподавателя. Обычно же занятие просто начинается раньше или заканчивается на полчаса позже.

На тех дисциплинах, что мы посещаем, нет как такого разделения занятий на лекции и практики. Профессор по ходу занятия преподносит теорию и практику одновременно. Нет такой практики как «выйти к доске и ответить на вопрос или решить задачу», во-первых, перемещение во время пары по аудитории не приветствуется правилами по защите от коронавируса, во-вторых, если есть необходимость у студента задать вопрос профессору или наоборот ответить на него, то это происходит с места, в-третьих, если студент хочет показать свое решение задачи, то он лично подходит к преподавателю после занятия или отправляет ответ по почте.

Часто в процессе обучения аудиторном и индивидуальном задействованы электронные гаджеты. Так, подавляющее большинство студентов во время пары делают заметки не в тетрадях, а сразу на ноутбуках или планшетах. Поэтому в каждой парте встроены электрические розетки для подзарядки устройств. Преподаватели активно используют компьютеры, проекторы, микрофоны и динамики. Это помогает значительно лучше воспринимать информацию на иностранном языке.

Так как каждый студент в рамках своего направления самостоятельно выбирает интересующие его дисциплины, отсутствует такое понятие как «учебная группа», и соответственно «староста группы». Никто не контролирует посещаемость студентами занятий. Да и в целом жесткого контроля за успеваемостью нет: отсутствуют контрольные, самостоятельные работы, промежуточная аттестация и курсовые. С одной стороны, это меньшая нагрузка на преподавателя, так как он не занимается «воспитанием», а, с другой стороны, это чрезмерная надежда на осознанность студентов.

Благодаря тому, что преподаватели в основном ведут только свою дисциплину, у них есть больше времени сосредоточиться на материале, который они регулярно обновляют и дополняют. Так у нас появляются лекции с приглашенными гостями: преподаватели из Оксфорда, австралийские экономики, американские политики.

Проверка знаний происходит на итоговом экзамене, при этом нет разделения на просто зачеты и дифференцированные зачеты. Как уже упоминалось ранее, оценка за экзамен варьируется от минимально 18 до максимально 30 баллов. Если студента не устраивает оценка, то он может пересдать экзамен еще 1-2 раза в текущей сессии, или в сессии последующих семестров.

Непосредственно со сдачей экзаменов мы еще здесь не сталкивались, но они обещаются достаточно сложными. На них отводится много времени из-за большого количества вопросов и заданий.

Так что пожелайте нам удачи!

Анастасия Шемагонова, Артём Яковлев

 

31 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 2021