Кафедра
Экономики предпринимательства
Институт Экономики и Управления
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

450008, Респ. Башкортостан, г. Уфа ул. Карла Маркса д. 12, корпус 3,
ком. 3-301, 3-303 /преподавательская/, тел. 8 (347) 272-53-88
ком. 3-311 /зав. кафедрой/, тел. 8 (347) 272-11-63,
ком. 3-302 /дополнительное образование/, тел. 8 (965) 66-20-703

Go
Поля обозначенные как * обязательны для заполнения
Написать письмо
Ваше имя*:
Email*:
Телефон:
Текст письма*:
Введите код:* 
Магистратура / 38.04.01 Экономика (ЭиФП) / Прохождение практик /

Программа практик очная магистратура

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования 

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 Кафедра экономики предпринимательства

 

 

                                                                                      

Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________________ Н.Г.Зарипов

 

“____”______________2017г.

 

 

ПРОГРАММА ПРАКТИК

 

 

высшее образование - магистратура

________________________________________________________________________________

(указывается уровень подготовки: высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура)

 

 

Направление подготовки (специальность)

38.04.01 - Экономика

 (указывается код и наименование направления подготовки (специальности))

 

 

 

Направленность (профиль), специализация

Экономика и финансы фирмы

 (указывается наименование направленности (профиля) подготовки, специализации)

 

 

 

Квалификация

магистр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

 

 

 

 

Уфа 2017

 


Программа практик /сост. Т.В.Матягина, О.В.Романова – Уфа: УГАТУ, 2017. - 44 с.

 

 

 

Программа практик является приложением к Основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 – Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "30" марта 2015 г. № 321. и профилю «Экономика и финансы фирмы»

 

 

 

 

Составитель ____________________ Т.В.Матягина

Составитель ____________________ О.В.Романова

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры ____________________

 "___" __________ 20__г., протокол № ____

 

Заведующий кафедрой ___________________________ Л.А.Исмагилова

 

 

 

Программа практики утверждена на заседании Научно-методического совета по УГСН      380000 Экономика и управление                                                                        

код и наименование УГСН

"___" __________ 20__г.,  протокол № ____

 

Председатель НМС ______________________________И.В.Дегтярева

 

 

 

 

 

 

Начальник ООПБС (ООПМА)____________________ И.А.Лакман

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ã Т.В.Матягина, 2017

 

    О.В.Романова, 2017

 

ã УГАТУ, 2017

 


 

Содержание

 

1.Виды практики, способы и формы ее проведения

4

2.Перечень результатов обучения при прохождении практики

6

3. Место практик в структуре ОПОП подготовки магистра

11

4. Структура и содержание практик

19

5.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

25

6. Место проведения практик

25

7. Формы аттестации

26

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практик

41

9 Материально-техническое обеспечение практики

43

10 Реализация практики лицами с ОВЗ

43

 


1.Виды практики, способы и формы ее проведения

 

Вид практики – учебная (II курс, 3 семестр) – четыре недели

Тип практики - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способ проведения практики: стационарная и выездная.

Целью данного вида практики является углубление и закрепление теоретической подготовки, полученной магистрантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной программе обучения, формирование умений (компетенций), необходимых для будущей деятельности.

Задачами проведения данного вида практики являются:

-      закрепление компетенций, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;

-      изучение справочно-библиографических систем, электронных баз данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов, способов поиска информации;

-      формирование у магистрантов первичных профессиональных навыков самостоятельного изучения и умений выявления актуальных проблем по организации, и проведению научных исследований в области экономики и финансов фирмы;

-      формирование умений, необходимых для поиска, отбора, анализа и интерпретации информации об особенностях функционирования отраслевых рынков;

-      подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовой работы и подготовки выпускной квалификационной работы

-      приобретение практических навыков индивидуальной работы с нормативно-правовой и финансово-экономической литературой.

 

Вид практики – производственная (II курс, 3 семестр) – шесть недель

Тип практики - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способ проведения практики: стационарная и выездная.

Целью данного вида практики является изучение работы конкретного предприятия (фирмы), его основных организационных, технико–экономических и социально–экологических характеристик, углубление конкретных теоретических знаний и приобретение практических навыков в решении экономических проблем предприятия или его структурных подразделений, ознакомление с содержанием работы экономических служб.

Задачами проведения данного вида практики являются:

-      закрепление и конкретизация знаний, полученных в процессе изучения теоретических курсов программы «Экономика и финансы фирмы»;

-      ознакомление с организационной структурой и действующей системой управления предприятием, а также изучение и приобретение навыков работы в конкретных экономических подразделениях предприятия;

-      изучение основных технико-экономических показателей работы предприятия;

-      расчет и интерпретация показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние фирмы;

-      исследование поведения хозяйствующих агентов, их затрат и результатов, функционирования рынков, финансовых и информационных потоков, производственных и научно-исследовательских процессов;

-      изучение информации о деятельности, учредительных документов, финансовой и управленческой отчетности, внутренних положений хозяйствующего субъекта;

-      подготовка аналитических материалов для обоснования проблемы, исследуемой в магистерской диссертации, связанной с поведением хозяйствующих субъектов, их затратами и результатами, функционированием рынков, финансовыми и информационными потоками, производственными и научно-исследовательскими процессами.

-      подготовка научных докладов для выступления на конференциях, научных семинарах, форумах, написание научных статей и тезисов докладов для публикации в сборниках научных трудов и материалах конференций.

 

Вид практики – научно-исследовательская (II курс, 4 семестр) – шесть недель

Тип практики - практика по получению навыков проведения самостоятельных исследований.

Способ проведения практики: стационарная и выездная.

Целью данного вида практики является закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы, а также овладение магистрантами современными научными методами и методиками проведения научных исследований для получения профессиональных навыков в данном направлении.

Задачами проведения данного вида практики являются:

-      проведение информационного поиска по теме исследования, систематизация анализ собранной информации;

-      уточнение задач исследования, определение объекта и выбор методики исследования;

-      выявление областей и объектов рассмотрения, определение возможных проблем  и построение модели их решения;

-      проведение сравнительного анализа методов и методик научного исследования применительно к теме диссертационной работы;

-      модификация и разработка моделей и методик исходя из задач конкретного исследования;

-      применение современных средств вычислительной техники и информационных технологий при обработке информации для выполнения выпускной квалификационной работы.   

 

Вид практики – преддипломная (II курс, 4 семестр) – восемь недель

Тип практики - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, для выполнения ВКР.

Способ проведения практики: стационарная и выездная.

Целью данного вида практики является развитие навыков самостоятельной научной и практической работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых профессиональных компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной и практической проблемы, составляющей предмет выпускной квалификационной работы, и написание ВКР.

Задачами проведения данного вида практики являются:

-   ознакомление с особенностями функционирования организационной и финансовой систем конкретной фирмы (предприятия, организации) – базы практики или его структурного подразделения в условиях реальной финансово-хозяйственной деятельности;

-   участие в профессиональной деятельности подразделения фирмы – базы практики в качестве исполнителя работ;

-   осуществление сбора необходимой исходной информации для написания выпускной квалификационной работы (ее разделов);

-   проведение масштабных (в рамках написания ВКР) исследований по выбранной теме, разработка научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию соответствующего направления финансово-экономической деятельности конкретного структурного подразделения или фирмы в целом.

2. Перечень результатов обучения при прохождении практики

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине, в разрезе знаний, умений и владения, разработаны с учетом требований:

-       профессионального стандарта «Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2014 N 609н),

-       профессионального стандарта «Специалист по контроллингу машиностроительных организаций» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.09.2015 N 595н),

-       профессионального стандарта «Специалист по управлению проектами и программами в ракетно-космической промышленности» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.12.2015 N 970н).

 

Результаты обучения при прохождении практик в соответствии с осваиваемыми компетенциями:

Название и индекс

компетенции

Вид

практики

Содержание компетенции (в результате изучения дисциплины студент должен)

знать

уметь

владеть

Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)

научно- исследовательская

-       методологию научного исследования, включая методы изучения научной литературы, нормативно-справочной и правовой информации, а также Интернет-технологий;

-       методологию системного анализа, теоретические основы абстрактного мышления;

-       анализировать, логично выстраивать теоретический материал, делать выводы;

-       работать с различными источниками информации; поиском, систематизацией данных;

-       системным мышлением и реализацией аналитических возможностей в целях повышение их интеллектуального потенциала;

Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3)

учебная

 

-       структуру творческого потенциала личности в концепциях разных наук о человеке;

-       постигать, ставить цели и решать проблемы, строить планы их достижения;

-       эффективно обрабатывать получаемую информацию;

-       приемами саморазвития и саморегуляции;

производственная

 

преддипломная

Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1)

учебная

-       основы коммуникаций в организации;

-       основы делового общения;

-       работать в коллективе, выстраивать эффективные коммуникации с коллегами и руководством;

-       налаживать эффективное деловое общение;

-     навыками системного мышления и реализации аналитических возможностей обучаемых в целях повышение их интеллектуального потенциала;

 

Готовностью  руководить  коллективом  в  сфере  своей  профессиональной  деятельности,  толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2)

производственная

-       процесс остановки оптимизационных задач планирования и методы их решения;

-       современные методы управления персоналом;

-       формировать эффективные управленческие решения в организационной, операционной, инновационной и инвестиционной сферах деятельности компаний;

-       координировать деятельность работников подразделений;

-       навыками экономического обоснования мероприятий, направленных на совершенствование управления организацией, повышение эффективности их работы и конкурентоспособности;

-       методами постановки целей, управления рисками, составления экономических прогнозов;

Способностью принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3)

преддипломная

-       современные подходов к диагностированию проблем развития бизнеса;

-       современные информационные технологии планирования и учета в машиностроительной организации;

-       методики принятия управленческих решений в производственных, экономических и коммерческих структурах;

 

-       анализировать существующие формы организации управления предприятием, а также разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию;

-       формировать эффективные управленческие решения в организационной, операционной, инновационной и инвестиционной сферах деятельности компаний;

-       методами и инструментами финансово-экономического моделирования;

-       типовыми методами и способами выполнения профессиональных задач в области планирования производства, оценивать их эффективность и качество;

-       методами системного анализа для подготовки и обоснования выводов о результатах хозяйственной деятельности организации

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований (ПК-1)

учебная

 

-       основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам функционирования фирмы;

-       методики расчета совокупности аналитических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта;

-       осуществлять поиск, анализ и оценку источников информации для проведения экономических расчетов;

-       рассчитывать, обосновывать и анализировать социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

-       прогнозировать динамику основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

-       навыками экономического обоснования мероприятий, направленных на совершенствование управления организацией, повышение эффективности их работы и конкурентоспособности

-       современными методами эконометрического анализа;

-       методиками расчета социально-экономических показателей, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

производственная

 

научно-исследовательская

Способностью  обосновывать  актуальность,  теоретическую  и  практическую  значимость  избранной темы научного исследования (ПК-2)

научно-исследовательская

-       способы обоснования значимости выбранной проблемы для национальной экономики или экономической теории, постановки цели и конкретных задач исследования;

-       методики проведения исследования и методы описания процесса исследования;

-       отечественный и зарубежный опыт рациональной организации производственной деятельности организации в условиях современной экономики;

-       формулировать задачу, требующую решения на основе углубленных профессиональных знаний;

-       проводить подбор практического материалов для подготовки научных докладов, а также дальнейшего обоснованного выбора темы научной работы;

-       модифицировать и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

-       методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

-       навыками адаптации полученных теоретических знаний к практической деятельности и модернизации полученных знаний к изменяющимся рыночным условиям функционирования экономики;

 

Способностью  проводить  самостоятельные  исследования  в  соответствии  с  разработанной программой (ПК-3)

научно-исследовательская

-       сущность объекта и предмета исследования;

-       современные подходы к диагностированию проблем развития бизнеса;

-       методики принятия управленческих решений в производственных, экономических и коммерческих структурах;

-       обосновывать количественные и качественные требования к производственным ресурсам, необходимым для решения поставленных профессиональных задач, оценивать рациональность их использования;

-       применять методы технико-экономического анализа показателей работы организации и ее подразделений;

-       навыками самостоятельной исследовательской работы, наглядного представления текстовой информации;

-       самостоятельной исследовательской работы в области развития системы управления предприятием;

-       оценкой производственно-технологического потенциала инновационной организации с использованием стандартных методик и алгоритмов;

Способностью  представлять  результаты  проведенного  исследования  научному  сообществу  в  виде статьи или доклада (ПК-4)

производственная

 

-       требования и стандарты к подготовке научных докладов и оформлению публикаций;

-       современных программных продуктов, необходимых для решения экономико-статистических задач;

 

-       проводить подбор практического материалов для подготовки научных докладов, а также дальнейшего обоснованного выбора темы магистерской диссертации;

-       сопоставлять результаты собственных достижений с другими исследованиями в выбранном направлении исследования;

-       передовыми информационно-аналитическими технологиями и системами оптимизации управления развитием экономики фирмы;

-       современным математическим инструментарием для решения экономических ситуаций;

-       навыками реферирования, обобщения информации;

-       навыками участия в научных дискуссиях, выступлениях с сообщениями и докладами, устного и письменного представления информации;

преддипломная

Способностью  самостоятельно  осуществлять  подготовку  заданий  и  разрабатывать  проектные решения  с  учетом  фактора  неопределенности,  разрабатывать  соответствующие  методические  и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5)

преддипломная

-       закономерности функционирования фирмы в современных условиях;

-       порядок разработки перспективных и годовых планов производственной, хозяйственной и социальной деятельности организации

-       порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен;

-       порядок определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений;

-       формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на уровне фирмы;

-       прогнозировать динамику основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

-       разрабатывать системы интегральных показателей производственной, сбытовой, финансовой деятельности машиностроительной организации;

 

-       методами апробации на базах практики через практическую деятельность магистранта выводов, полученных в результате научно-исследовательской и учебной работы;

-       методикой внедрения результатов диссертационных магистерских исследований в практику научно-исследовательских, производственных и коммерческих организаций;

-       оптимальными методами и алгоритмами технико-экономического и финансового планирования;

 

Способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8)

производственная

 

-       методы и инструменты стратегического менеджмента;

-       концепции и методы разработки стратегий;

-       анализировать существующие формы организации управления предприятием, а также разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию;

-       привлекать для обработки эмпирических и теоретических данных информационные технологии и стандартное программное обеспечение;

-       проводить анализ и обработку полученных данных, формулировать выводы и давать оценку полученных результатов;

-       оценкой эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;

-       навыками рационального использования передовых информационно-аналитических технологий и систем оптимизации управления развитием экономики фирмы;

-       информационными технологиями и инструментальными средствами при разработке инновационных проектов;

преддипломная

Способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9)

производственная

 

-       содержание прикладных организационных задач, соответствующих профилю работы объекта;

 

-       использовать средства вычислительной техники и современных информационных технологий в процессе подбора и анализа практических данных о деятельности предприятия;

-       оценки экономическую эффективность проектно-конструкторских решений;

-       современным программным обеспечением для решения экономико-статистических задач.

преддипломная

Способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11)

преддипломная

- нормативно-методические документы и положения, регламентирующие экономическую деятельность фирм; а также органов государственной и муниципальной власти;

- применять полученные теоретические знания при анализе конкретных ситуаций и решении практических задач, возникающих в экономических службах и подразделениях предприятий и организаций, в органах государственной и муниципальной власти;

- формирования практических рекомендаций для экономических служб и подразделений на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти.

 

 

 

 

3 Место практик в структуре ОПОП подготовки магистра

 

Содержание учебной практики является логическим продолжением разделов ОПОП: «Системный анализ», «Психология и педагогика», «Иностранный язык» и служит основой для последующего изучения разделов ОПОП: выполнения научно-исследовательской работы, прохождения производственной практики, а также формирования профессиональной компетентности в профессиональной области.

Входные компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции*

Название дисциплины (модуля), практики сформировавшего данную компетенцию

1.                

Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень второго этапа

Психология и педагогика

2.                

Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

ОПК-1

Базовый уровень первого этапа

Иностранный язык

3.                

Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

ОПК-1

Базовый уровень второго этапа

Психология и педагогика

4.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень первого этапа

Системный анализ

*- пороговый уровень дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач;

-базовый уровень позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам;

-повышенный уровень предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.

 

 

 

 

 

 

Исходящие компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции

Название дисциплины (модуля), практики, ГИА для которой данная компетенция является входной

1.                

Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

Научно-исследовательская работа

2.                

Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

3.                

Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

ОПК-1

Базовый уровень третьего этапа

ГИА

4.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

5.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

Научно-исследовательская работа

 

Содержание производственной практики является логическим продолжением разделов ОПОП: «Современный проблемы экономики», «Экономика фирмы (подвинутый уровень)», «Психология и педагогика», «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Теория организации», «Антикризисное управление фирмой», «Деятельность фирмы на финансовых и фондовых рынках», «Корпоративные финансы», «Моделирование финансово-экономических процессов», «Оценка и управление стоимостью фирмы», «Управление проектами», «Эккаунтинг», «Экономика инноваций», «Экономическая стратегия фирмы», прохождение учебной практики, выполнение научно-исследовательской работы и служит основой для последующего изучения разделов ОПОП: выполнение научно-исследовательской работы, прохождение научно-исследовательской и преддипломной практик, а также формирования профессиональной компетентности в профессиональной области.

 

 

 

 

 

 

Входные компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции*

Название дисциплины (модуля), практики сформировавшего данную компетенцию

1.                

Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень второго этапа

Экономическая стратегия фирмы

2.                

Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

Учебная практика

3.                

Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

Научно-исследовательская работа

4.                

Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОПК-2

Базовый уровень первого этапа

Управление проектами

5.                

Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОПК-2

Базовый уровень второго этапа

Антикризисное управление фирмой

Психология и педагогика

Теория организации

 

6.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень второго этапа

Экономика инноваций

Теория организации

7.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

Учебная практика

8.                

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень третьего этапа

Научно-исследовательская работа

9.                

Способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

ПК-8

Повышенный уровень первого этапа

Эконометрика (продвинутый уровень)

Моделирование финансово-экономических процессов

Экономика фирмы (подвинутый уровень)

 

10.             

Способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

ПК-8

Повышенный уровень второго  этапа

Экономика инноваций

Экономическая стратегия фирмы

Эккаунтинг

Деятельность фирмы на финансовых и фондовых рынка

11.             

Способностью  анализировать  и  использовать  различные  источники  информации  для  проведения экономических расчетов

ПК-9

Базовый уровень первого этапа

Экономика фирмы (продвинутый уровень)

Корпоративные финансы

Эконометрика (продвинутый уровень)

12.             

Способностью  анализировать  и  использовать  различные  источники  информации  для  проведения экономических расчетов

ПК-9

Базовый уровень второго этапа

Эккаунтинг

Современный проблемы экономики

Оценка и управление стоимостью фирмы

 

Исходящие компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции

Название дисциплины (модуля), практики, ГИА для которой данная компетенция является входной

1.                

Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень четвертого этапа

Преддипломная практика

2.                

Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОПК-2

Базовый уровень третьего

тапа

Формирование компетенции завершено

3.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

Научно-исследовательская работа

4.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень  четвертого этапа

Научно-исследовательская практика

 

5.                

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень четвертого этапа

Научно-исследовательская работа

6.                

Способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

ПК-8

Повышенный уровень четвертого этапа

Преддипломная практика

7.                

Способностью  анализировать  и  использовать  различные  источники  информации  для  проведения экономических расчетов

ПК-9

Базовый уровень четвертого этапа

Преддипломная практика

 

Содержание научно-исследовательской практики является логическим продолжением разделов ОПОП:  «Методология научного исследования», выполнение научно-исследовательской работы, прохождение производственной практики и служит основой для последующего изучения разделов ОПОП: выполнения научно-исследовательской работы, прохождения государственной     итоговой аттестации, а также формирования профессиональной компетентности в профессиональной области.

Входные компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции*

Название дисциплины (модуля), практики сформировавшего данную компетенцию

1.                

Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ОК-1

Базовый уровень первого этапа

Методология научного исследования

2.                

Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ОК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

Научно-исследовательская работа

3.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

4.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

Научно-исследовательская работа

5.                

Способностью  обосновывать  актуальность,  теоретическую  и  практическую  значимость  избранной темы научного исследования

ПК-2

Базовый уровень первого этапа

Методология научного исследования

6.                

Способностью  обосновывать  актуальность,  теоретическую  и  практическую  значимость  избранной темы научного исследования

ПК-2

Базовый уровень второго и третьего этапов

Научно-исследовательская работа

7.                

Способностью  проводить  самостоятельные  исследования  в  соответствии  с  разработанной программой

ПК-3

Базовый уровень первого этапа

Методология научного исследования

8.                

Способностью  проводить  самостоятельные  исследования  в  соответствии  с  разработанной программой

ПК-3

Базовый уровень второго и третьего этапов

Научно-исследовательская работа

 

Исходящие компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции

Название дисциплины (модуля), практики, ГИА для которой данная компетенция является входной

1.                

Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ОК-1

Базовый уровень четвертого этапа

ГИА

2.                

Способностью  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень четвертого этапа

ГИА

3.                

Способностью  обосновывать  актуальность,  теоретическую  и  практическую  значимость  избранной темы научного исследования

ПК-2

Базовый уровень третьего этапа

Научно-исследовательская работа

4.                

Способностью  проводить  самостоятельные  исследования  в  соответствии  с  разработанной программой

ПК-3

Базовый уровень третьего этапа

Научно-исследовательская работа

 

Содержание преддипломной практики является логическим продолжением разделов ОПОП: «Антикризисное управление фирмой», «Бизнес-планирование», «Деятельность фирмы на финансовых и фондовых рынках», «Оценка и управление стоимостью фирмы», «Теория организации», «Управление проектами», «Эккаунтинг», выполнение научно-исследовательской работы, прохождение производственной практики, и служит основой для последующего изучения разделов ОПОП: выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, а также формирования профессиональной компетентности в профессиональной области.

 

Входные компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции*

Название дисциплины (модуля), практики сформировавшего данную компетенцию

1.                

Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

2.                

Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

Научно-исследовательская работа

3.                

Способность принимать организационно-управленческие решения

ОПК-3

Базовый уровень первого этапа

Бизнес-планирование

Деятельность фирмы на финансовых и фондовых рынках

Оценка и управление стоимостью фирмы

Теория организации

Эккаунтинг

4.                

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень четвертого этапа

Научно-исследовательская работа

5.                

Способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ

ПК-5

Базовый уровень первого этапа

Управление проектами

6.                

Способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ

ПК-5

Базовый уровень второго этапа

Антикризисное управление фирмой

Оценка и управление стоимостью фирмы

7.                

Способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

ПК-8

Повышенный уровень третьего этапа

Производственная практика

8.                

Способностью  анализировать  и  использовать  различные  источники  информации  для  проведения экономических расчетов

ПК-9

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

9.                

Способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти

ПК-11

Базовый уровень второго этапа

Теория организации

 

Исходящие компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции

Название дисциплины (модуля), практики, ГИА для которой данная компетенция является входной

1.                

Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень четвертого этапа

Формирование компетенции завершено

2.                

Способностью принимать организационно-управленческие решения

ОПК-3

Базовый уровень второго этапа

ГИА

3.                

Способностью  представлять  результаты  проведенного  исследования  научному  сообществу  в  виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень четвертого этапа

ГИА

4.                

Способностью  самостоятельно  осуществлять  подготовку  заданий  и  разрабатывать  проектные решения  с  учетом  фактора  неопределенности,  разрабатывать  соответствующие  методические  и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ

ПК-5

Базовый уровень третьего этапа

Формирование компетенции завершено

5.                

Способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

ПК-8

Повышенный уровень четвертого этапа

ГИА

6.                

Способностью  анализировать  и  использовать  различные  источники  информации  для  проведения экономических расчетов

ПК-9

Базовый уровень четвертого этапа

ГИА

7.                

Способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти

ПК-11

Базовый уровень второго этапа

Формирование компетенции  завершено

 

 

4. Структура и содержание практик

4.1 Структура практик

 

Общая трудоемкость практики составляет 36 зачетных единиц, 1296 часов.

 

№ раздела

Наименование

раздела практики

Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы

Лекции / экскурсии

Индивидуальное задание / Практические работы

Всего часов

1.     Учебная практика. Общая трудоемкость 6з.е./ 216 часов.

1)

Вводный инструктаж

2

 

2

2)

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

 

10

10

3)

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

2

152

154

4)

Подготовка отчета по практике

 

48

48

5)

Защита практики

 

2

2

Итого

4

212

216

2.     Производственная практика. Общая трудоемкость 9з.е./ 324 часов.

1)

Вводный инструктаж

2

 

2

2)

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

 

8

8

3)

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования

информации

4

236

240

4)

Подготовка отчета по практике

 

72

72

5)

Защита практики

 

2

2

Итого

6

318

324

3.     Научно-исследовательская практика. Общая трудоемкость 9з.е./ 324 часов.

1)

Вводный инструктаж

2

 

2

2)

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

 

8

8

3)

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования

информации

4

236

240

4)

Подготовка отчета по практике

 

72

72

5)

Защита практики

 

2

2

Итого

6

318

324

4.     Преддипломная практика. Общая трудоемкость 12з.е./ 432 часа.

1)

Вводный инструктаж

2

 

2

2)

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

 

8

8

3)

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

4

308

312

4)

Подготовка отчета по практике

 

108

108

5)

Защита практики

 

2

2

Итого

6

426

432

Итого

22

1274

1296

 

 

4.2 Содержание практик

 

Лекции имеют своей целью формирование представления о формах и методах проведения анализа экономических и финансовых аспектов деятельности предприятия и отрасли, о практическом применении методологии научного исследования.

Экскурсии имеют своей целью формирование представления о деятельности конкретного предприятия в разрезе его структурных подразделений.

 

Содержание лекций/экскурсий:

№ п/п

Номер раздела практики

Объем, часов

Тема лекции / экскурсии

Содержание

(раскрываемые вопросы)

Код компетенции

1.     Учебная практика

 

1)

1

2

Вводный инструктаж

Инструкция по прохождению практики: цели, задачи, структура задания, сроки, содержание отчета, критерии оценки практики

 

2)

3

2

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1.     Методы и инструменты исследования отраслевого рынка и конкурентов

2.     Организационно-экономические и производственно-технологические аспекты функционирования фирмы

ПК-1

2.     Производственная практика

 

1)

1

2

Вводный инструктаж

Инструкция по прохождению практики: цели, задачи, структура задания, сроки, содержание отчета, критерии оценки практики

 

2)

3

4

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1.  Методология стратегического анализа фирмы

2.  Методика финансового анализа деятельности фирмы

ПК-1

3.     Научно-исследовательская практика

 

1)

1

2

Вводный инструктаж

Инструкция по прохождению практики: цели, задачи, структура задания, сроки, содержание отчета, критерии оценки практики

 

2)

3

4

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1.  Методология научного исследования

2.  Принципы выбора темы исследования и формирование структуры выпускной квалификационной работы

3.  Технология обработки информации в рамках магистерского исследования

ПК-1

4.     Преддипломная практика

 

1)

1

2

Вводный инструктаж

Инструкция по прохождению практики: цели, задачи, структура задания, сроки, содержание отчета, критерии оценки практики

 

2)

3

4

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1.   Структура и последовательность работ в рамках государственной итоговой аттестации

2.   Требования к содержанию и защите выпускной квалификационной работы

3.   Требования к информации для выполнения выпускной квалификационной работы

ПК-8

 

 

Содержание индивидуального задания:

№ п/п

Раздел практики

Объем, часов

Наименование вида работ /

Тема практической работы

Содержание

(раскрываемые вопросы)

Код компетенции

1.     Учебная практика

 

1)

2

10

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

1. Выбор и обоснование тематики научно-исследовательской работы магистранта (совместно с руководителем по научно-исследовательской работе).

2. Уточнение индивидуального задания в соответствии с выбранным направлением работ

ОПК-1

2)

3

152

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1. Отраслевой анализ деятельности фирмы

- общая характеристика и динамика развития отрасли в РФ и РБ,

- тренды развития отрасли в мире и России,

- выявление факторов, определяющих развитие отрасли

- анализ основных конкурентов и построение матрицы отраслевого позиционирования

2. Оценка экономического потенциала предприятия

- оценка сильных и слабых сторон исследуемой фирмы,

- выявление конкурентных преимуществ предприятия

ОК-3, ПК-1

3)

4

48

Подготовка отчета по практике

Оформление результатов исследований отраслевого рынка в соответствии с требованиями к отчету по учебной практике

ПК-1

4)

5

2

Защита практики

Устная защита отчета по учебной практике у руководителя практики

ОПК-1

2.     Производственная практика

 

1)

2

8

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

Уточнение индивидуального задания в соответствии с выбранным направлением работ

ПК-1

2)

3

236

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1. Сбор и обработка информации:

-форма собственности,

-производственно-технологическая специализация,

-производственная структура,

-организационная структура управления предприятием,

-основные технико-экономические показатели,

- финансовый анализ деятельности фирмы

2. Характеристика сферы деятельности предприятия (в соответствии с темой научно-исследовательской работы магистранта):

- цели  и  задачи  заданной  сферы деятельности организации,

- характеристика сегмента внешней среды предприятия,

- оценка потенциала предприятия,

- стратегическая ориентация по данной сфере,

- новые рыночные возможности предприятия,

- уровень соответствия системы управления новым возможностям.

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию:

-оценка состояния проблемы на исследуемом предприятии,

-выявление проблем функционирования хозяйствующего субъекта,

-рекомендации по устранению проблем функционирования и развитию системы управления предприятием

ОПК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-9

3)

4

72

Подготовка отчета по практике

Оформление результатов исследований предприятия в соответствии с требованиями к отчету по производственной практике

ПК-1, ПК-4, ПК-8

4)

5

2

Защита практики

Устная защита отчета по производственной практике у руководителя практики

ОК-3, ПК-4

3.     Научно-исследовательская практика

 

1)

2

8

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

1. Информационный поиск по теме диссертационного исследования.

2.  Систематизация и анализ собранной информации.

3.  Выявление области и объекта диссертационного исследования

ОК-1, ПК-1

2)

3

236

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1. Выявление проблем исследования

-выявление и факторное обоснование причин развития негативных явлений в тематике исследования.

-анализ различных взглядов исследователей на проблему.

-систематизация альтернативных вариантов решения проблем

2. Научно-исследовательское моделирование

- построение модели решения выявленных проблем исследования

-анализ возможностей применения методов и методик научного исследования к теме диссертационной работы

3. Оценка инновационного потенциала отрасли и предприятия

ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3

3)

4

72

Подготовка отчета по практике

1. Построение методологических схем для выпускной квалификационной работы

2. Выполнение индивидуального задание в соответствии с темой выпускной квалификационной работы

3. Оформление отчета по практике

ПК-1, ПК-3

4)

5

2

Защита практики

Устная защита отчета по научно-исследовательской практике у руководителя практики

ПК-1, ПК-2

4.     Преддипломная практика

 

1)

2

8

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

Формирование индивидуального задания в соответствии с тематикой выпускной квалификационной работы

ОК-3

2)

3

308

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

1. Характеристика предприятия

2. Анализ результатов деятельности предприятия:

- Ресурсы предприятия и источники их формирования,

-Анализ нормативно-методических документов, регламентирующих экономическую деятельность предприятия,

- Анализ системы управления финансовыми ресурсами,

- Финансовые результаты деятельности предприятия,

- Оценка финансового состояния предприятия

ПК-8, ПК-9, ПК-11

3)

4

108

Подготовка отчета по практике

1. Разработка рекомендаций по совершенствованию процессов экономической и финансовой деятельности

2. Выполнение индивидуального задание в соответствии с темой выпускной квалификационной работы

3. Оформление отчета по практике

ОПК-3, ПК-5, ПК-8, ПК-9,

ПК-11

4)

5

2

Защита практики

Устная защита отчета по преддипломной практике у руководителя практики

ПК-4, ПК-8

5.       Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Самостоятельная работа студента основывается на следующем:

-         обращение к рекомендованным учебным пособиям и монографиям, публикациям в периодической печати и Интернет-ресурсам по новейшей практике управления в России и за рубежом,  к  описаниям  и  документации  по наиболее значимым сделкам предприятия - базы практики;

-         изучение опыта функционирования организаций и предприятий различных организационно-правовых форм и сфер деятельности;

-         проведение интервью с работниками предприятия об эффективности производственно-хозяйственной деятельности, перспективах и проблемах экономического развития, тактического и стратегического управления;

-         наблюдение за трудовыми процессами, процессами трансформации ресурсов, организации производственной и хозяйственной деятельности, движением финансовых средств;

-         изучение опыта производственно-хозяйственной деятельности.

Поскольку требуется большой объем разнообразной информации: документальной, устной, визуальной и т.д., руководителям практики, в полной мере, не удается её предоставить, поэтому студент должен научиться получать информацию сам. Это возможно при правильном подходе к общению к нужным специалистам. Умение расположить к себе работника - важная часть общественной компоненты задачи практики.

Задачи практики по-настоящему качественно могут быть выполнены, если студент, заранее, по рекомендованным материалам в дневнике письменно изложит информацию по поставленным вопросам, а при посещении базы практики только дополнит свои записи. Поэтому предварительная проработка с конспектированием всех аспектов задач, в том числе и индивидуального задания практики обязательна.

Студент на практике может вести записи (дневник), куда он заносит результаты наблюдений на рабочих местах и во время экскурсий, расчеты, конспектирует лекции и беседы. Записи в дневнике целесообразно вести в хронологическом порядке. Студент должен соблюдать установленный на предприятии режим хранения дневников и других служебных записей.

Права и обязанности студентов-практикантов.

Права студентов:

-                обеспеченность рабочим местом;

-                возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителям практики – представителю предприятия и представителю УГАТУ;

-                возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики.

Обязанности студентов:

-               ведение дневника практики, выполнение намеченной программы;

-               подчинение правилам внутреннего распорядка, действующим на предприятии;

-               соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

-               представление в установленном порядке руководителю практики обязательных документов о прохождении практики.

 

6. Место проведения практик

 

Обучающиеся распределяются по базам практики приказом ректора университета. Обучающиеся, заключившие контракт с будущими работодателями, как правило, проходят практику по месту будущей работы.

При наличии на базах практики вакантных должностей, обучающиеся могут зачисляться на них, при условии соответствия работы требованиям программы практики.

Продолжительность рабочего дня при прохождении практики на предприятиях, в учреждениях и организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Все виды практик проводятся на предприятиях и в учреждениях, закрепленных приказом по университету и, как правило, имеющих договор с университетом о проведении практик.

В качестве баз практик могут выступать предприятия и учреждения, осуществляющие производственную, инновационную, коммерческую, финансовую или научно-исследовательскую деятельность, в том числе базой учебной практики может быть УГАТУ. Предприятия, на которых студенты будут проходить практику, должны соответствовать профилю подготовки специалиста, располагать высококвалифицированными кадрами, осуществляющих руководство практикой от организации, необходимой материально-технической и информационной базой.

Основные базы практики по направлению подготовки магистров38.04.01 – Экономика, профилю «Экономика и финансы фирмы»:

1.     Подразделения ФГБОУ ПО «УГАТУ»,

2.     Библиотеки,

3.     Научно-исследовательские организации,

4.     Производственные предприятия реального сектора экономики,

5.     Финансовые учреждения,

6.     Общественные организации,

7.     Торгово-промышленная палата РБ,

8.     и др.

 

 

7. Формы аттестации

 

Контроль прохождения практики производится в соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов (Приказ по ФГБОУ ВПО УГАТУ №299-О от 10.03.2015 г.).

Текущая аттестация студентов проводиться в дискретные временные интервалы руководителем практики в следующих формах:

-          фиксация посещений лекций и экскурсий;

-          оценивание ведения конспекта лекций и экскурсий;

-          выполнение индивидуальных заданий / практических работ;

-          отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, организованность, исполнительность, инициативность и др.).

 

Контроль по окончании практики производится в форме защиты отчета по практике руководителем практики в виде устного доклада о результатах прохождения практики.

 

Отчет по практике должен содержать краткое описание изученных студентом вопросов, проведенных работ, выполненных индивидуальных заданий с приложением документации и других материалов.

В начале отчета должны быть помещены общие сведения о предприятии в целом или конкретном подразделении. Далее в отчет отдельным разделом необходимо включить материал по выполнению индивидуального задания. Допускаются отчеты по отдельным вопросам, выполненные только по сведениям литературы, так как некоторая информация с базы практики может являться «коммерческой тайной». Работа с литературой и другими источниками планируется на рабочем месте или в библиотеке предприятия, а при недостаточности фонда или его недоступности, допускается работа студента в библиотеке вуза или города.

Объем отчета – не менее 20 страниц (без списка использованной литературы и приложений). Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан через 1,5 интервала 14 шрифтом с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных стандартами ЕСКД и СТП УГАТУ. Грамотно и добросовестно выполненный отчет по практике может быть положен в основу курсовых работ и ВКР. Аннотация отчета должна быть сформулирована в журнале практик на соответствующей странице в пункте «Отчет студента о результатах практики и выполнении задания» и подписана студентом.

В следующем пункте журнала руководителем практики от университета дается заключение о результатах практики, выставляется оценка, полученная студентом на зачете, и ставится подпись.

В приложении к отчету студенты могут представить копии оригинальных документов и т.д. Отчет должен показать умение студента критически оценить работу базового предприятия и отразить, в какой степени студент способен применить теоретические знания для решения конкретных проблем предприятия.

Особое внимание при заполнении индивидуального журнала практики и составлении отчета следует обратить на конфиденциальность и коммерческую тайну численных значений отдельных показателей, конкретных источников информации, отдельных технологических решений. Все эти вопросы решаются при согласовании содержания отчета с руководителем от предприятия.

Содержание отчета должно соответствовать программе практики и включать следующие разделы:

- введение (задачи и краткая характеристика практики);

- описание выполненных практических работ в организации (проведенных расчетах, обоснованиях, личных наблюдениях и т.п.);

- результаты и основные выводы о прохождении практики.

Студент сдает зачет, который назначается кафедрой сразу по окончании практики. Зачет проводится руководителем от кафедры университета в соответствии с программой, с участием руководителя практики от предприятия. Защита отчета по практике проходит в три этапа:

1)      отчет и индивидуальный журнал по практике с подписями руководителей практики с предприятия, заверенные печатью, представляются руководителю практики с кафедры для проверки и составления отзыва;

2)      руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики;

3)      руководителем практики с кафедры выставляется оценка.

Для сдачи зачета студент должен предъявить индивидуальный журнал по практике, отчет по практике и ответить на вопросы руководителя. Оценка на дифференцированном зачете по практике студентов складывается из оценки за письменный отчет (70%) и оценки защиты отчета (30%). Она выставляется с учетом сложности вопросов задания, полноты и глубины их проработки, организационных навыков, грамотности оформления отчета и отзыва руководителя практики от предприятия и учитывается при рассмотрении вопросов о назначении стипендии и переводе на следующий курс наравне с экзаменационными оценками по теоретическим курсам. Оценка по всем видам практик выставляется в ведомость руководителем практики.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность.

 

Фонды оценочных средств, включают типовые и индивидуальные задания, позволяющие оценить результаты обучения по практике.

 

№ п/п

Контролируемые разделы

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции

Наименование

оценочного средства

1                

Учебная практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

собеседование

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ОПК-1

Базовый уровень третьего этапа

собеседование

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Подготовка отчета по практике

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ОПК-1

Базовый уровень третьего этапа

оценка качества оформления отчета

2                

Производственная практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

собеседование

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

собеседование

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ОПК-2

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-4

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-8

Повышенный уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-9

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Подготовка отчета по практике

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-4

Базовый уровень третьего этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-8

Повышенный уровень третьего этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-9

Базовый уровень третьего этапа

оценка качества оформления отчета

3                

Научно-исследовательская практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ОК-1

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ПК-1

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ПК-2

Базовый уровень третьего этапа

собеседование

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ОК-1

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-1

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-3

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Подготовка отчета по практике

ОК-1

Базовый уровень четвертого этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-1

Базовый уровень четвертого этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-2

Базовый уровень третьего этапа

оценка качества оформления отчета

4                

Преддипломная практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ОК-3

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

ПК-5

Базовый уровень третьего этапа

собеседование

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ОК-3

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ОПК-3

Базовый уровень второго этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-4

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-5

Базовый уровень третьего этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-8

Повышенный уровень четвертого этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-9

Базовый уровень второго этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

ПК-11

Базовый уровень четвертого этапа

собеседование, типовые и индивидуальные задания

Подготовка отчета по практике

ОК-3

Базовый уровень четвертого этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-4

Базовый уровень четвертого этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-8

Повышенный уровень четвертого этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-9

Базовый уровень четвертого этапа

оценка качества оформления отчета

Подготовка отчета по практике

ПК-11

Базовый уровень второго этапа

оценка качества оформления отчета

 

 

Типовые оценочные материалы

 

Оценка за практику проставляется на основе защиты отчета.

 

Структура отчета в соответствии с программой практики (образец титульного листа в приложении А):

 

Учебная практика

 

Введение (1-2 стр.)

1.               Характеристика отрасли. (4-5 стр.)

Общая характеристика отрасли, описание основных групп выпускаемой продукции, основные тренды развития отрасли в мире, России и Республике Башкортостан, факторы, определяющие вектор развития.

2.               Характеристика отраслевого рынка. (15-20 стр.)

Структура, количественный и качественный состав участников рынка, анализ динамики развития рынка: объем и темпы роста, производительность труда, рост числа занятых, объемы вложения инвестиций, темпы роста добавленной стоимости, уровень конкуренции, доходность, основные участники рынка: длительность присутствия на рынке, ширина и глубина товарной номенклатуры и ассортимента, рыночная доля, реализуемые конкурентные стратегии.

3.               Формирование базы данных для оценки стратегического потенциала. (10-15 стр.)

Сбор данных для построения карты стратегического позиционирования фирм – участниц отраслевого рынка. Формирования выводов о целесообразности сохранения (необходимости изменения) стратегии фирмы.

Список используемой литературы

Приложения

 

Производственная практика

 

Введение (1-2 стр.)

1.               Характеристика предприятия. (4-5 стр.)

Общая информации об объекте исследования: форма собственности, производственно-технологическая специализация, характеристика выпускаемой продукции, производственная структура, организационная структура предприятия, функциональные взаимосвязи между подразделениями,

2. Анализ результатов  деятельности предприятия. (10-14 стр.)

- ресурсы предприятия и источники их формирования: состав и виды ресурсов предприятия, порядок их формирования и направления использования, анализ и оценка динамики и структуры источников формирования имущества предприятия, анализ и оценка динамики и структуры размещения капитала предприятия,

- основные технико-экономические показатели,

- оценка финансового состояния предприятия: расчет показателей финансово-экономической деятельности, анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации анализ динамики, структуры, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, их сравнительная характеристика, оценка динамики выручки от реализации, анализ себестоимости продукции (работ, услуг), характеристика финансовой политики предприятия по распределению чистой прибыли и дивидендной политики

3. Стратегический анализ фирмы. (7-10 стр.)

Идентификация внешних возможностей и угроз, оценка степени их влияния на фирму; идентификация сильных и слабых сторон фирмы; анализ взаимосвязи внутренних и внешних факторов, построение матрица SWOT, матрица портфельного анализа, выделенные проблемных зон фирмы (продукт, технологии, оборудование, кадры, финансы, маркетинг и проч.).

4. Варианты управленческих решений (5-7 стр.)

Выявление проблем функционирования предприятия в разрезе экономической, финансовой и управленческой деятельности.

Список используемой литературы

Приложения

 

Научно-исследовательская практика

 

Введение (1-2 стр.)

1.               Характеристика области исследования. (7-10 стр.)

Описание тематики исследования, определение проблемы, предмета и объекта, актуальность темы, обзор методов исследования, методика и инструменты, классификация и краткая характеристика методов научных исследований, формирование информационной базы исследования (книги, монографии, статьи, интернет-источники, статистические данные, отчетность предприятия и др.), определение необходимых информационных источников и выявление их наличия или отсутствия на месте прохождения практики, анализ и оценка данных источников информации для проведения дальнейших экономических расчетов, разработка и  обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методики их расчета

2.               Выявление проблем исследования. (7-10 стр.)

Обзор публикаций по теме исследования, степень проработанности темы, факторное обоснование причин развития негативных явлений в тематике исследования, анализ различных взглядов исследователей на проблему, систематизация альтернативных вариантов решения проблем, постановка цели и задачи научного исследования.

3.               Научно-исследовательское моделирование. (10-15 стр.)

Постановка гипотез, построение модели решения выявленных проблем исследования, анализ возможностей применения методов и методик научного исследования к теме диссертационной работы, построение методологических схем для диссертационного исследования, формирование классификаторов, алгоритмов, моделей в соответствии с индивидуальным заданием, оценка и интерпретация полученных результатов, окончательная проверка гипотез, построение системы предложений и рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности организации-места прохождения научно-исследовательской практики, внедрение данных предложений в финансово-хозяйственную  научную деятельность организации, анализ данных с учетом внедренных изменений, формулирование окончательных выводов, рекомендации для более эффективной работы.

4.               Инновационная составляющая развития предприятий отрасли (10-15 стр.)

Методика оценки инновационного потенциала в разрезе отрасли и ее предприятий, отраслевые нормативы оценки уровня инновационного развития, анализ уровня инновационного развития предприятия, выявление причин отставания и активизации потенциала, определение зон инновационного развития отрасли и фирмы.

 

Преддипломная практика

 

Введение (1-2 стр.)

1.     Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия. (15-20 стр.)

- общая характеристика предприятия (организационно-управленческая и производственная структура, отраслевая принадлежность, форма собственности, характеристика выпускаемой продукции), оценка отрасли, мировые и региональные тренды развития;

- ресурсы предприятия и источники их формирования: состав и виды ресурсов предприятия, порядок их формирования и направления использования, анализ и оценка динамики и структуры источников формирования имущества предприятия, анализ и оценка динамики и структуры размещения капитала предприятия; расчет на основе методик и действующей нормативно-правовой базы экономических и социальных показателей; анализ результатов расчетов и обоснование полученных выводов;

- анализ системы управления финансовыми ресурсами: анализ динамики, структуры, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, их сравнительная характеристика;

- анализ нормативно-методических документов, регламентирующих экономическую деятельность предприятия согласно следующему перечню: а) правовые и нормативные документы, определяющие и регулирующие деятельность предприятия/организации; б) организационно-управленческая структура предприятия/организации; в) методические и инструктивные материалы, регламентирующие экономическую и управленческую деятельность предприятия/организации; г) финансовая отчетность/организации предприятия за 3 ретроспективных года. Определяются функции служб или отделов, являющихся непосредственным местом практики. Производится систематизация собранного материала: а) анализ правовых и нормативных документов, определяющих и регулирующих деятельность предприятия/организации/отдела/службы; б) анализ организационно-управленческой деятельности предприятия/организации/отдела/службы; в) анализ маркетинговой макро- и микросреды предприятия.

- анализ результативности и эффективности деятельности экономических подразделений, на основании которого разрабатываются рекомендации, позволяющие оптимизировать работу соответствующих служб;

- финансовые результаты деятельности предприятия: оценка динамики выручки от реализации, анализ себестоимости продукции (работ, услуг), характеристика финансовой политики предприятия по распределению чистой прибыли и дивидендной политики, оценка финансового состояния предприятия, анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации;

- разработка рекомендаций по совершенст­вованию системы управления: выявление проблем функционирования хозяйствующего субъекта на основе принципов системного анализа, обоснование рекомендаций по устранению проблем функционирования и развитию системы управления предприятием;

- построение на основе описания ситуаций теоретических и эконометрических моделей, анализ и содержательная интерпретация полученных результатов

2.     Обоснование выбора стратегии развития. (7-10 стр.)

- описание миссии, целей и стратегии развития предприятия,

- характеристика стратегий развития отрасли, государственных программ и других инструментов поддержки предприятий отрасли, оценка возможностей предприятия участия в реализации данных программ,

- формирование предложений по стратегическому развитию.

- составление прогноза основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

- подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности, - разработка соответствующих методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ, оценка их эффективности;

- разработка стратегий поведения экономических агентов на различных рынках;

- разработка вариантов управленческих решений и обоснование их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности.

 

Критерии оценки (учебная практика):

 

Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный план, требуемый программой практики, обнаружил умение пользоваться научно-технической и патентной информацией, анализировать полученную информацию, систематизировать и фиксировать результаты анализа, делать выводы, анализировать опыт, сопоставить передовые достижения и определить приоритеты, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, высокий уровень технических знаний, грамотно оформил и сдал в намеченный срок отчетную документацию о прохождении практики.

Оценка «не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории, неумение применять ее для выдвижения и реализации технических задач.

 

Критерии оценки (производственная, научно-исследовательская, преддипломная практики):

 

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный план, требуемый программой практики, обнаружил умение пользоваться научно-технической и патентной информацией, анализировать полученную информацию, систематизировать и фиксировать результаты анализа, делать выводы, анализировать опыт, сопоставить передовые достижения и определить приоритеты, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, высокий уровень технических знаний, грамотно оформил и сдал в намеченный срок отчетную документацию о прохождении практики.

Оценка «хорошо», выставляется студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, грамотно оформил и сдал в намеченный срок отчетную документацию о прохождении практики, обнаружил умение пользоваться научно-технической и патентной информацией, проявлял инициативу, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребности в творческом росте.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который выполнил программу практики, грамотно оформил и сдал в намеченный срок отчетную документацию о прохождении практики, но не проявил глубокого знания теории и умения применять ее в практике, допускал ошибки в изложении теоретического материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории, неумение применять ее для выдвижения и реализации технических задач.

 

 

При реализации практики используется балльно-рейтинговая оценка освоения компетенций.

Раздел, задание

Балл за конкретное задание

Число заданий

Баллы

Минимальный

Максимальный

Учебная практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

5

2

0

10

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

10

6

0

60

Подготовка отчета по практике

10

1

0

10

Защита практики

20

1

0

20

Итого

 

 

 

100

Производственная практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

5

1

0

5

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

20

4

0

80

Подготовка отчета по практике

5

1

0

5

Защита практики

10

1

0

10

Итого

 

 

 

100

Научно-исследовательская практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

5

3

0

15

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

15

4

0

60

Подготовка отчета по практике

15

1

0

15

Защита практики

10

1

0

10

Итого

 

 

 

100

Преддипломная практика

Составление индивидуального плана и согласование его с руководителем

10

2

0

20

Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации

25

2

0

50

Подготовка отчета по практике

20

1

0

20

Защита практики

10

1

0

10

Итого

 

 

 

100

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы формирования компетенций

Представленные ниже методические материалы определяют процедуру оценивания конкретных результатов обучения по практике финансы» (знаний, умений, владений).

 

Компетенция, ее этап и уровень формирования

Заявленный образовательный результат

Типовое задание из ФОС, позволяющее проверить сформированность образовательного результата

Процедура оценивания образовательного результата

Критерии оценки

Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); базовый уровень четвертого этапа

знать методологию научного исследования, включая методы изучения научной литературы, нормативно-справочной и правовой информации, а также Интернет-технологий;

методологию системного анализа, теоретические основы абстрактного мышления;

Отчет по научно-исследовательской практике, стр. 31

оценка знаний проводится при защите отчета по практике (раздел 1)

Критерии оценки указаны в ФОС стр. 33

уметь анализировать, логично выстраивать теоретический материал, делать выводы;

работать с различными источниками информации; поиском, систематизацией данных;

оценка знаний проводится при защите отчета по практике (раздел 1,2)

владеть системным мышлением и реализацией аналитических возможностей в целях повышение их интеллектуального потенциала;

оценка знаний проводится при защите отчета по практике (раздел 2)

Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); базовый уровень третьего и четвертого этапов

знать структуру творческого потенциала личности в концепциях разных наук о человеке;

Отчет по учебной, производственной, преддипломной практике, стр. 30,31,32

оценка знаний проводится при защите отчета по практике (по критериям оценки в отношении защиты отчета)

Критерии оценки указаны в ФОС стр. 33

уметь постигать, ставить цели и решать проблемы, строить планы их достижения;

эффективно обрабатывать получаемую информацию;

оценка знаний проводится при защите отчета по практике (учебная практика раздел 3, производственная практика раздел 4, преддипломная практика раздел 1)

владеть приемами саморазвития и саморегуляции;

оценка знаний проводится при защите отчета по практике (по критериям оценки в отношении защиты отчета)

Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); базовый уровень третьего этапа