Кафедра
Экономики предпринимательства
Институт Экономики и Управления
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

450008, Респ. Башкортостан, г. Уфа ул. Карла Маркса д. 12, корпус 3,
ком. 3-301, 3-303 /преподавательская/, тел. 8 (347) 272-53-88
ком. 3-311 /зав. кафедрой/, тел. 8 (347) 272-11-63,
ком. 3-302 /дополнительное образование/, тел. 8 (965) 66-20-703

Go
Поля обозначенные как * обязательны для заполнения
Написать письмо
Ваше имя*:
Email*:
Телефон:
Текст письма*:
Введите код:* 
Магистратура / 38.04.01 Экономика (ЭиФП) / НИР /

Программа НИР очная магистратура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования  

«Уфимский государственный авиационный

технический университет» 

Кафедра экономики предпринимательства

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Н.Г. Зарипов

  «____» _____________2017 г.

 

 

 

 

Программа научно-исследовательской работы

 

 

Уровень подготовки

высшее образование – магистратура

 

Направление подготовки магистров

38.04.01 Экономика

 

Направленность подготовки

Экономика и финансы фирмы

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

очная

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2017

 

 

Программа научно-исследовательской работы /сост. Л.А. Исмагилова,

Л. Г. Елкина., Л. Я. Бухарбаева– Уфа: УГАТУ, 2017. - 28 с.

 

 

 

Программа НИР является приложением к основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 – Экономика и профилю «Экономика и финансы фирмы»

 

 

 

 

Составитель ____________________ Л.А. Исмагилова

Составитель ____________________ Л. Г. Елкина

Составитель ____________________ Л. Я. Бухарбаева

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры экономики предпринимательства

 "_____" _______ 2017 г., протокол № ___

 

Заведующий кафедрой ЭП ___________________________ Л.А.Исмагилова

 

 

 

Программа практики утверждена на заседании Научно-методического совета по УГСН _____________38.00.00 _________ ____________________________________________

код и наименование УГСН

"___" ______ 2017 г.,  протокол № ____

 

Председатель НСМ _________________________________________ И.В. Дегтярева

                                                                                И.О.Фамилия

 

 

Начальник ООПБС (ООПМА)___________________ И.А. Лакман_________________

                                                                                личная подпись                   расшифровка подписи                          дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Содержание

1.     Цели и задачи НИР                                                                                                      5

2.     Требования к результатам НИР                                                                                 5

3.     Место НИР в структуре ОПОП подготовки магистра                                              7

4.     Структура и содержание НИР                                                                                    10

5.     Место, сроки и формы проведения НИР                                                                  13

6.     Форма аттестации                                                                                                      14

7.     Учебно-методическое и информационное обеспечение НИР                               24

8.     Материально-техническое обеспечение НИР                                                         29

9.     Результаты НИР лицами с ОВЗ                                                                                 29

 

  
 

 1.        Цель и задачи научно-исследовательской работы

Основной целью научно-исследовательской работы магистранта является закрепление и углубление теоретической подготовки, развитие обучающимися компетенций, формирование опыта   самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности, способности  решения сложных профессиональных задач.

Научно-исследовательская работа выполняется магистрантом под руководством научного руководителя. Направление научно-исследовательских  работ определяется в соответствии с содержанием специализированной программы подготовки магистров и темой магистерской ВКР.

Задачами НИР являются:

-                   обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения;

-                   формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных эмпирических данных, владение  современными методами исследований;

-                   обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала,  профессионального мастерства;

-                   самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;

 

-                   проведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий.

- отработка навыков составления научно-аналитических отчетов о выполненных исследованиях и подготовки научных публикаций  по результатам исследования. 

 

            2. Требования к результатам НИР

Для выполнения задач научно-исследовательской работы необходимо знать теоретические и прикладные экономические дисциплины, методы сбора и  обработки социально-экономических показателей и уметь анализировать экономическую информацию, используя математические и статистические методы. Важное место в организации научно-исследовательской работы магистранта занимают дисциплины «Системный анализ», «Методология научного исследования», «Современные проблемы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика». В процессе научно-исследовательской работы магистрант осуществляет исследования, результатом которых должна стать законченная выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация).

Научно-исследовательская работа магистрантов направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих научно- исследовательской деятельности: 

Формируемые компетенции

Требования к результатам обучения

В результате выполнения НИР студент должен:

способность к

абстрактному

мышлению, анализу,

синтезу (ОК-1);

Знать:

методы проведения научных исследований по изучаемым в рамках НИР проблемам; научную лексику по теме НИР;

Уметь:

применять научно-исследовательский аппарат для решения

конкретных задач с учетом специфики изучаемого объекта;

обобщать результаты исследования;

Владеть:

принципами разработки новых направлений научно-

исследовательской  работы

готовность к

саморазвитию,

самореализации,

использованию

творческого потенциала

(ОК-3);

Знать:

способы поиска и сбора информации, необходимой для выполнения НИР;

Уметь:

применять информационные технологии для поиска и анализа обработки данных;

Владеть:

навыками работы с первоисточниками и получения новых знаний и умением представлять  полученные результаты НИР на научных семинарах и конференциях

способность

обобщать  и критически

оценивать результаты,

полученные

отечественными и

зарубежными

исследователями,

выявлять

перспективные

направления,

составлять программу

исследований (ПК-1);

Знать:

научные тенденции  развития теорий отечественных и зарубежных ученых  по направлению НИР

Уметь:

давать критическую оценку научных позиций  российских и зарубежных по тематике НИР и формулировать собственную точку зрения по изучаемой проблематике;

Владеть:

навыками составления программы проведения научно-

исследовательской работы по приоритетным направлениям

развития экономики региона и фирм

 способность

обосновывать

актуальность,

теоретическую              и

практическую

значимость избранной

темы научного исследования (ПК-2);

Знать:

актуальные проблемы научных исследований в области теории и экономики фирмы и отраслевых рынков;

Уметь:

оценить научную значимость выбранной темы для теории и практики;

Владеть:

методами обоснования актуальности направлений научно-

исследовательской  работы;

cпособность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3)

Знать:

логику разработки программы исследования

Уметь:

выявлять основные этапы НИР

Владеть:

 навыками проведения самостоятельных исследований на основе

программы НИР

способность

представлять

результаты

проведенного

исследования научному

сообществу       в      виде

статьи       или  доклада

(ПК-4).

Знать:

правила оформления и основные содержательные элементы

написания научной статьи.

Уметь:

представлять результаты проведенных исследований в виде

научных докладов, тезисов или статей;

Владеть:

умением написания доклада или статьи для изложения полученных в ходе выполнения НИР результатов;

 

Знания, умения и навыки сформированы с учетом общеотраслевых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих ЕКС (постановление № 37 Минтруда России от 21.08.1998) и требований профессиональных стандартов:

- 40.033 Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства (рег.№ 166, утвержден приказом Минтруда России № 609н от 08.09.2014)

- 28.002 Специалист по контроллингу машиностроительных организаций (рег.№ 547, утвержден приказом Минтруда России № 595н от 07.09.2015)

- 08.018 Специалист по управлению рисками (рег.№ 452, утвержден приказом Минтруда России № 591н от 07.09.2015) 

        3.           Место  научно-исследовательской работы в структуре ОП магистратуры 

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид работы, непосредственно ориентированной  на профессионально-практическую подготовку студента магистратуры.

Входные компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции*

Название дисциплины (модуля), сформировавшего данную компетенцию

1.                

Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ОК-1

Базовый уровень первого этапа

Системный анализ

Методология научного исследования

Микроэкономика (продвинутый уровень)

Макроэкономика (продвинутый уровень)

2.                

Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ОК-1

Базовый уровень второго этапа

Современные проблемы экономики

 

3.                

Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

Учебная практика

 

4.                

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

ПК-1

Базовый уровень первого этапа

Системный анализ

 

5.                

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

ПК-1

Базовый уровень второго этапа

Современные проблемы экономики

 

6.                

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

ПК-1

Базовый уровень третьего этапа

Учебная практика

Производственная практика

 

7.                

Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость

ПК-2

Базовый уровень первого этапа

Системный анализ

Методология научного исследования

8.                

Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость

ПК-2

Базовый уровень третьего этапа

Научно-исследовательская практика

9.                

Способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой

ПК-3

Базовый уровень первого этапа

Системный анализ

Методология научного исследования

10.             

Способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой

ПК-3

Базовый уровень третьего этапа

Научно-исследовательская практика

11.             

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень первого этапа

Методология научного исследования

Иностранный язык

12.             

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень второго этапа

Иностранный язык

13.             

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

 

Исходящие компетенции:

Компетенция

Код

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции

Название дисциплины (модуля), для которой данная компетенция является входной

1.                

Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

ОК-1

Базовый уровень четвертого этапа

Научно-исследовательская практика

2.                

Готовность к саморазвитию,

самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

3.                

Готовность к саморазвитию,

самореализации, использованию творческого потенциала

ОК-3

Базовый уровень четвертого этапа

Преддипломная практика

4.                

Способность  обобщать  и  критически  оценивать  результаты,  полученные  отечественными  и зарубежными  исследователями,  выявлять  перспективные  направления,  составлять  программу исследований

ПК-1

Базовый уровень четвертого этапа

Научно-исследовательская практика

5.                

Способность  обосновывать  актуальность,  теоретическую  и  практическую  значимость  избранной темы научного исследования

ПК-2

Базовый уровень третьего этапа

Научно-исследовательская практика

ГИА

6.                

Способность  проводить  самостоятельные  исследования  в  соответствии  с  разработанной программой

ПК-3

Базовый уровень третьего этапа

Научно-исследовательская практика

ГИА

7.                

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень третьего этапа

Производственная практика

8.                

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-4

Базовый уровень четвертого этапа

Преддипломная практика

  

 4.  Структура и содержание научно-исследовательской работы.

     4.1 Структура НИР.

          Общая трудоемкость НИР составляет 12 зачетных единиц, 648 часов.

№ раздела

Наименование раздела НИР

Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы

Индивидуальное задание

Коллективное задание

Всего часов

1

Анализ литературных источников

92

 

92

2

Организация и проведение исследования по проблеме в рамках темы магистерской диссертации, сбор данных и  их интерпретация

226

 

226

3

Написание научной статьи по проблеме исследования

96

8

104

4

Выступление на научной конференции по проблеме исследования или на научном семинаре кафедры

86

4

90

5

Отчет о научно-исследовательской работе в семестре

86

 

86

6

Самостоятельное проведение семинаров по актуальной проблематике

50

 

50

Итого

636

12

648

 

4.2 Содержание НИР

Индивидуальное задание - 636 часов.

Индивидуальные задания имеют своей целью формирование:

представлений:

-     о научно-исследовательских видов деятельностей;

-     о научных, научно-практических конференций, круглых столах, дискуссиях, диспутах.

умений:

-     ведения библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий;

-     осуществления самостоятельного исследования по актуальной проблеме в рамках магистерской диссертаций;

-     представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

навыков:

-     осуществления научно-исследовательских работ в рамках научной темы кафедры (сбор, анализ научно-теоретического материала, сбор эмпирических данных, интерпретация экспериментальных и эмпирических данных);

-     участия в решение научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой в рамках договоров с образовательными учреждениями, исследовательскими коллективами;

-     руководства НИР студентов младших курсов;

-     участия в организации и проведении научных, научно-практических конференций, круглых столов, дискуссий, диспутов, организуемых кафедрой;

-     участия в конкурсах научно-исследовательских работ;

-     участия в конференциях различного уровня с докладами.

Выполнение индивидуальных заданий способствует формированию у магистрантов следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

-     способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

-     способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

-     способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

-     способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной  темы научного исследования (ПК-2);

- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4)

Перечень выполняемых научно-исследовательских работ и их содержание:

№ п/п

Номер раздела НИР

Объем, часов

Наименование этапа НИР

Содержание

(раскрываемые вопросы)

1

1

92

Анализ литературных источников

Составление первичного списка литературы по теме исследования. Поиск дискуссионных материалов. Хронологический анализ литературных источников. Поиск авторских коллективов и отдельных авторов, занимающихся научными исследованиями в рамках выбранной или смежной тематики. Анализ основных результатов, полученных по тематике исследования.

2

2

226

Организация и проведение исследования по проблеме в рамках темы магистерской диссертации, сбор данных и их интерпретация

Постановка и уточнение цели, объекта и предмета исследования. Анализ используемых методов и подходов. Постановка и разработка проблемы исследования. Конкретизация задач исследования.

Обзор теоретических концепций по рассматриваемой проблеме с обоснованием выбора методологии исследования. Анализ конкретных проблемных ситуаций, бизнес-процессов, системы показателей функционирования. Разработка моделей бизнес-процессов в соответствии с выбранным подходом. Проведение реинжиниринга бизнес-процессов. Проведение модельных экспериментов, использование прикладных информационных и программных разработки по теме исследования. Обоснование новизны и практической ценности исследования.

Оценка результатов проведенных исследований. Выводы и рекомендации.

3

3

96

Написание научной статьи по проблеме исследования

Подготовка научной статьи по проблеме исследования.

4

4

86

Выступление на научной конференции по проблеме исследования или на научном семинаре кафедры

Подготовка доклада и презентации. Выступление на научной конференции по проблеме исследования или на научном семинаре кафедры.

5

5

86

Отчет о научно-исследовательской работе в семестре

Оформление отчета по проведенной научно-исследовательской работе (НИР), оформление электронной презентации по результатам НИР, защита и сдача отчета.

6

6

50

Самостоятельное проведение семинаров по актуальной проблематике

Формы учебно-практических занятий. Научные семинары. Семинары он-лайн, веб-конференции, вебинары.

 

Коллективное задание - 12 часов.

Коллективные задания выполняются в виде лекций и дискуссий (круглых столов) по теме лекций.

Коллективные задания имеют своей целью формирование:

представлений:

-     о способах формирования научных трудов по результатам научных исследований;

-     о формах и способах проведения и участия в научных, научно-практических конференциях, круглых столах, дискуссиях, диспутах.

умений: представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

навыков:

-     написания научных статей по проблеме исследования;

-     участия в организации и проведении научных, научно-практических конференций, круглых столов, дискуссий, диспутов, организуемых кафедрой;

-     участия в конференциях различного уровня с докладами.

Выполнение коллективных заданий способствует формированию у магистрантов следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

-     способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

-   способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4)

Перечень выполняемых научно-исследовательских работ и их содержание:

№ п/п

Номер раздела НИР

Объем, часов

Наименование этапа НИР

Содержание

(раскрываемые вопросы)

1

3

8

Написание научной статьи по проблеме исследования

Виды научных трудов: разделы монографий, сборник научных трудов,материалы конференций, препринты, тезисы докладов научных конференций, научнае статьи.

2

4

4

Выступление на научной конференции по проблеме исследования или на научном семинаре кафедры

Правила оформления презентаций и докладов. Способы изложения и представления информации. Виды докладов.

  

            5. Место, сроки и формы  проведения научно-исследовательской работы (в неделях и ЗЕ)

Место проведения научно-исследовательской работы – организации, обладающие необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Магистрант может вести научно-исследовательскую работу на базе предприятий и учреждений, осуществляющих инновационную и научно-исследовательскую деятельность, в том числе в лабораториях и на кафедрах УГАТУ.

Предприятия, на которых студенты будут вести научно-исследовательскую работу, должны соответствовать профилю подготовки магистра, располагать высококвалифицированными кадрами, необходимой материально-технической и информационной базой.

Научно-исследовательская работа (выделенная) для студентов магистратуры по направлению 38.04.01 Экономика (профиль –  экономика и финансы фирмы) проводится в 3-4 семестрах для очной формы обучения.

Продолжительность  НИР за весь период обучения составляет 12 недель (648 ч), в том числе по семестрам:

                   3семестр - 9 зачетных единиц, 324 часа  (6 недель);

                   4семестр - 9 зачетных единиц, 324 часов  (6недель). 

Учебным планом подготовки предусмотрены следующие НИР:

1.     НИР (II курс, 3 семестр) – шесть недель – выделенная.

2.     НИР (II курс, 4 семестр) – шесть недель – выделенная 

          

6.  Формы аттестации ( ФОС)

            Контроль НИР производится в соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации  и текущего контроля успеваемости студентов (Приказ по ФГБОУ ВПО УГАТУ №299 – О от 10.03.2015 г.).

Текущий контроль студентов проводится в дискретные временные интервалы руководителем НИР в следующих формах:

-     выполнение индивидуальных заданий;

-     выполнение коллективных заданий.

Рубежный контроль по завершении семестра проводится в следующей форме:

-     формирование элементов отчета по НИР;

-     отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, организованность, исполнительность, инициативность и др.).

Промежуточная аттестация по завершению  НИР проводится в следующей форме:

             - сформированный отчет по НИР  и  пояснительная записка по курсовой работе;

             -  защита отчета по НИР и  курсовой  работы;

             -  зачет в 3 семестре;

- сформированный отчет по НИР  и  пояснительная записка по курсовому проекту;

             -  защита отчета по НИР и  курсового  проекта;

             - зачет с оценкой в 4 семестре.  

Зачет на основании защиты проводится руководителем НИР.    

Фонды оценочных средств, включают типовые, индивидуальные и коллективные задания, формы внешнего, внутреннего оценивания и самооценки (для включения в отчет по НИР), позволяющие оценить результаты обучения по НИР.

№ п/п

Контролируемые разделы

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Уровень освоения, определяемый этапом формирования компетенции

Наименование

оценочного средства

1                  

Анализ литературных источников

 

ОК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КР,КП, отчет по НИР, зачет по НИР

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КР, КП, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КР, КП, отчет по НИР, зачет по НИР

2                  

Организация и проведение исследования по проблеме в рамках темы магистерской диссертации, сбор данных и  их интерпретация

 

ОК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КР, КП, отчет по НИР, зачет по НИР

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КП, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КР,КП, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-2

Базовый уровень второго и третьего этапов

ИЗ, КР,КП, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-3

Базовый уровень второго и третьего этапов

ИЗ, КР,КП, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-4

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КР,КП, отчет по НИР, зачет по НИР

3                  

Написание научной статьи по проблеме исследования

ОК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КЗ,

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КЗ,

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР

ПК-4

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР

ПК-3

Базовый уровень второго и третьего этапов

ИЗ, отчет по НИР

4                  

Выступление на научной конференции по проблеме исследования или на научном семинаре кафедры

ОК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КЗ,

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, КЗ,

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ,

ПК-4

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ,

5                  

Отчет о научно-исследовательской работе в семестре

ОК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР, зачет по НИР

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-2

Базовый уровень второго и третьего этапов

ИЗ, отчет по НИР, зачет по НИР

ПК-3

Базовый уровень второго и третьего этапов

ИЗ, отчет по НИР, зачет по НИР, зачет по НИР

ПК-4

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР, зачет по НИР

6                  

Самостоятельное проведение семинаров по актуальной проблематике

ОК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ,

ОК-3

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ,

ПК-1

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР

ПК-4

Базовый уровень третьего и четвертого этапов

ИЗ, отчет по НИР

* Планируемые формы контроля: индивидуальное задание (ИЗ), коллективное задание (КЗ), защита курсового проекта (КП), отчет по НИР (отчет по НИР), зачет по НИР (зачет по НИР).

 

Комплект оценочных материалов

Требования к курсовой работе, курсовому проекту по НИР

Темы курсового проекта и  работы.   

1.                Курсовая работа на тему «Комплексный анализ деятельности фирмы на отраслевом рынке» выполняется в 3 семестре в соответствии с Методическими рекомендациями  по выполнению комплексной курсовой работы для магистерских программ «Экономика и финансы фирмы» по направлению 38.04.01 – Экономика (Приложение 1)

2.               Курсовой проект «Проект развития фирмы на отраслевом рынке» выполняется в 4 семестре в соответствии с Методическими рекомендациями  по выполнению комплексного курсового проекта для магистерских программ «Экономика и финансы фирмы» по направлению 38.04.01 – Экономика (Приложение 2)

Курсовой проект является завершающим этапом проведения НИР, предшествующим сдаче и защите отчета по НИР.

Проект выдается студентам в 4 семестре на 10 недель и выполняется в рамках времени, отведенного на самостоятельную работу студентов.

Научный руководитель НИР выдает тему курсового проекта в соответствии с поставленной темой научного исследования, обеспечивает контроль за ходом курсового проектирования, проводит консультации, оценивает объем выполненных работ в процентах.

Оценка за курсовой проект выставляется исходя из критериев оригинальности и качества выполненной работы с учетом уровня знаний, показанных студентом.

Курсовой проект содержит в себе ряд заданий, выполненных студентом в рамках выполнения индивидуальных заданий, а также результаты выполнения иных научно-исследовательских задач и заданий, выданных на курсовое проектирование по усмотрению руководителя НИР.

Курсовой проект в целом предполагает постановку задачи исследования, формулировку и анализ проблемной ситуации, выполнение научных, исследовательских, расчетных, конструкторских, технологических работ, включая обязательную разработку комплекта или отдельных элементов технической документации.

Результаты, полученные в ходе курсового проектирования, включаются и могут составлять существенную часть отчета по НИР.

Задачами курсового проектирования являются:

-         закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин учебного плана;

-         закрепление умений применять эти знания для решения типовых и нестандартных задач;

-         формирование умений работы с программным инструментарием;

-         приобретение опыта аналитической, расчетной, конструкторской работы и формирование соответствующих умений;

-         развитие умений работы со специальной литературой и иными информационными источниками;

-         приобретение опыта научно-исследовательской работы и формирование соответствующих умений;

-         формирование умений формулировать логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по результатам выполненной работы;

-         формирование умения грамотно с филологической и психологической точек зрения составить доклад и подготовить презентацию защищаемого проекта;

-         формирование умений выступать перед аудиторией с докладом при защите проекта, компетентно отвечать на вопросы, вести профессиональную дискуссию, убеждать оппонентов в правильности принятых решений.

Требования к отчету по НИР

Отчет по НИР – научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и/или результаты научного исследования.

Отчет по НИР составляется и предоставляется студентом не позднее последнего дня проведения НИР в 3 и 4 семестрах.

Отчет по НИР должен содержать результаты всех научно-исследовательских работ, проведенных в рамках выполнения индивидуальных и коллективных заданий в соответствии с поставленной темой исследования.

Отчет по НИР должен быть оформлен согласно ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Структурными элементами отчета по НИР являются:

– титульный лист;

– содержание;

– нормативные ссылки;

– обозначения и сокращения;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

Титульный лист является первой страницей отчета по НИР и служит источником информации, необходимой для обработки отчета и идентификации автора отчета.

Введение должно содержать основание и исходные данные для разработки темы исследования, обоснование о необходимости проведения НИР; показаны актуальность и новизна темы исследований, связь представленной работы с другими научно-исследовательскими работами.

В основной части отчета приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной НИР.

Основная часть отчета может содержать:

а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР;

б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

Заключение должно содержать:

– краткие выводы по результатам выполнения НИР в семестре;

– оценку полноты решений поставленных задач.

А также может содержать:

– разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР;

– оценку технико-экономической эффективности внедрения;

– оценку научно-технического уровня выполненной НИР в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной НИР, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены:

– промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– протоколы испытаний;

– описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

– заключение метрологической экспертизы;

– инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения НИР;

– иллюстрации вспомогательного характера;

– копии технического задания на НИР, программы работ, договора или другого исходного документа для выполнения НИР;

– акты внедрения результатов НИР и др.

При реализации научно-исследовательской работы используется балльно-рейтинговая оценка освоения компетенций.

Согласно Положению о модульно-рейтинговой системе подготовки студентов ФГБОУ ВПО УГАТУ №689-О от 04.06.12 максимальная сумма баллов за научно-исследовательскую работу устанавливается в 100 баллов, из которой:

– 50 баллов отводятся на контроль хода проведения научно-исследовательской работы;

– 50 баллов отводится на промежуточный контроль.

Руководитель НИР суммирует баллы, полученные студентом за время ее проведения и при промежуточном контроле, после чего выставляет оценку за НИР по шкале баллов в соответствии со шкалой:

Сумма баллов

Числовой эквивалент

91-100

отлично

74-90

хорошо

61-73

удовлетворительно

0-60

неудовлетворительно

 

Раздел, задание

Балл за конкретное задание

Число заданий

Баллы

Минимальный

Максимальный

Текущий контроль

Организация и проведение исследования по проблеме в рамках темы магистерской диссертации, сбор данных и их интерпретация

20

1

0

20

Написание научной статьи по проблеме исследования

10

1

0

10

Поощрительные баллы

 

 

Выступление на научной конференции по проблеме исследования или на научном семинаре кафедры

10

1

0

10

Самостоятельное проведение семинаров по актуальной проблематике

20

1

0

20

Рубежный контроль

Формирование элементов отчета по научно-исследовательской работе в семестре

20

1

0

20

Промежуточный контроль Зачет

Защита отчета о научно-исследовательской работе в семестре

50

1

0

50

Промежуточный контроль Зачет с оценкой

Защита отчета о научно-исследовательской работе в семестре

50

1

0

50

             

 

Критерии оценки результатов промежуточного контроля:

- в 3 семестре  – «зачтено» (30 и более баллов)  или «не зачтено» ( менее 30 баллов);  

- в 4 семестре оценка «отлично» выставляется студенту, если:

-     студент полностью выполнил программу НИР;

-     отчет по НИР полностью соответствует предъявляемым требованиям;

-     руководитель НИР оценил работу студента на «отлично»;

-     студент демонстрирует отличные знания при ответе на вопросы в ходе зачета по НИР;

-     отчет по НИР сдан своевременно.

«хорошо»:

-     студент по большей части выполнил программу НИР;

-     к отчету по НИР имеются небольшие замечания;

-     руководитель НИР оценил работу студента на «хорошо»;

-     имеются некоторые неточности при ответе на вопросы в ходе зачета по НИР;

-     отчет по НИР сдан своевременно.

«удовлетворительно»:

-     студент более чем наполовину выполнил программу НИР;

-     к отчету по НИР имеются существенные замечания;

-     руководитель НИР оценил работу студента на «удовлетворительно»;

-     имеются существенные неточности при ответе на вопросы в ходе зачета по НИР;

-     отчет по НИР сдан своевременно.

«неудовлетворительно»:

-     студент не выполнил программу НИР;

-     отчет по НИР выполнен не полностью или не выполнен;

-     руководитель НИР оценил работу студента на «неудовлетворительно»;

-     имеются грубые ошибки при ответе на вопросы в ходе зачета по НИР;

-     отчет по практике сдан несвоевременно.

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы формирования компетенций

Компетенция, ее этап и уровень формирования

Заявленный образовательный результат

Типовое задание из ФОС, позволяющее проверить сформи­рованность образовательного результата

Процедура оценивания об­разовательного результата

Критерии оценки

ОК-1, базовый уровень третьего и четвертого этапов

Знать: методы проведения научных исследований по изучаемым в рамках НИР проблемам; научную лексику по теме НИР

Зачет по НИР.

Отчет по НИР (стр. 17-18). Требования к отчету в ФОС

В последний день проведения НИР до назначенной даты проведения зачета студент должен предоставить сформированный отчет по НИР, соответствующий предъявленным требованиям. Зачет по НИР проставляется по результатам защиты отчета по НИР. Зачет проводится в устной форме, время защиты – 20 минут.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр.20)

Уметь: применять научно-исследовательский аппарат для решения

конкретных задач с учетом специфики изучаемого объекта;

обобщать результаты исследования;

Владеть: принципами разработки новых направлений научно-

исследовательской  работы

ОК-3, базовый уровень третьего и четвертого этапов

 

 

 

Зачет по НИР

 

Зачет по НИР проставляется по результатам защиты отчета по НИР. Зачет проводится в устной форме, время защиты – 20 минут.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС  (стр.20)

Уметь: применять информационные технологии для поиска и анализа обработки данных

 

Отчет по НИР. Требования к отчету в ФОС (стр. 17-18)

Курсовая работа (стр.16)

В последний день проведения НИР до назначенной даты проведения зачета студент должен предоставить сформированный отчет по НИР, соответствующий предъявленным требованиям.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС

(стр.16,20)

Владеть: навыками работы с первоисточниками и получения новых знаний и умением представлять  полученные результаты НИР на научных семинарах и конференциях

ПК-1, базовый уровень третьего и четвертого этапов

 

Знать: научные тенденции  развития теорий отечественных и зарубежных ученых  по направлению НИР

 

Зачет по НИР

 

Зачет по НИР проставляется по результатам защиты отчета по НИР. Зачет проводится в устной форме, время защиты – 20 минут.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС  (стр.20)

Уметь: давать критическую оценку научных позиций  российских и зарубежных по тематике НИР и формулировать собственную точку зрения по изучаемой проблематике

Отчет по НИР. Требования к отчету в ФОС  (стр.17-18)

В последний день проведения НИР до назначенной даты проведения зачета студент должен предоставить сформированный отчет по НИР, соответствующий предъявленным требованиям.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр.17-18).

Владеть: навыками составления программы проведения научно-

исследовательской работы по приоритетным направлениям

развития экономики региона и фирм

ПК-2, базовый  уровень второго и третьего этапов

 

Знать: актуальные проблемы научных исследований в области теории и экономики фирмы и отраслевых рынков

 

Зачет по НИР

 

Зачет по НИР проставляется по результатам защиты отчета по НИР. Зачет проводится в устной форме, время защиты – 20 минут.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр.20)

Уметь: оценить научную значимость выбранной темы для теории и практики

 

Отчет по НИР. Требования к отчету в ФОС (стр.17-18)

В последний день проведения НИР до назначенной даты проведения зачета студент должен предоставить сформированный отчет по НИР, соответствующий предъявленным требованиям.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр.17-18)

Владеть: методами обоснования актуальности направлений научно-

исследовательской  работы

ПК-3, базовый уровень второго и третьего этапов

Знать: логику разработки программы исследования

 

Зачет по НИР

 

Зачет по НИР проставляется по результатам защиты отчета по НИР. Зачет проводится в устной форме, время защиты – 20 минут.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр.20)

Уметь: выявлять основные этапы НИР

 

Отчет по НИР. Требования к отчету в ФОС (стр.17-18)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа, курсовой проект

В последний день проведения НИР до назначенной даты проведения зачета студент должен предоставить сформированный отчет по НИР, соответствующий предъявленным требованиям.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр.17-18)

 

 

 

стр. 16

Владеть: навыками проведения самостоятельных исследований на основе

программы НИР

ПК-4, базовый уровень третьего и четвертого этапов

Знать: правила оформления и основные содержательные элементы написания научной статьи

Зачет по НИР

 

Зачет по НИР проставляется по результатам защиты отчета по НИР. Зачет проводится в устной форме, время защиты – 20 минут.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр. 20)

Уметь: представлять результаты проведенных исследований в виде

научных докладов, тезисов или статей

 

Отчет по НИР. Требования к отчету в ФОС (стр.17-18)

 

В последний день проведения НИР до назначенной даты проведения зачета студент должен предоставить сформированный отчет по НИР, соответствующий предъявленным требованиям.

Критерии оценки результатов зачета указаны в ФОС (стр.17-18)

Владеть: умением написания доклада или статьи для изложения полученных в ходе выполнения НИР результатов

 

Рецензирование доклада или статьи научным руководителем

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение НИР

7.1. Основная литература

1.                           Кузнецов И.Н. Основы научных исследований.- М.: Дашков К,2014.

2.                           Новиков Ю.Н.Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ [Электронный ресурс]: - Москва: Лань, 2012. – 32 с. Доступ по логину и паролю из сети Интернет.

3.                           Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Электронный ресурс] / Г.И. Андреев, В.В. Барвиненко, В.С. Верба и др. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 296 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221203

 

7.2  Дополнительная литература

1.                           Едронова В. Н.Статистическая методология в системе научных методов финан. и эконом. исслед. [Электронный ресурс]: учеб. / В.Н. Едронова, А.О. Овчаров; под ред. В.Н. Едроновой - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 464 с. - (Магистратура). – Режим доступа:

2.                           http://www.znanium.com/bookread.php?book=418044

3.                           Философия        науки:       учебное        пособие       для      студентов,

аспирантов и преподавателей /В. К. Батурин. - Москва: ЮНИТИ, 2012.-303 с.

 

7.3.  Интернет-ресурсы

 

Наименование ресурса

Объем фонда электронных ресурсов (экз.)

Доступ

Реквизиты договоров с правообладателями

 

2

3

4

5

1.      

ЭБС «Лань»

http://e.lanbook.com/

 

 

41716

С любого компьютера, имеющего выход в Интернет, после регистрации в ЭБС по сети УГАТУ

Договор ЕД-671/0208-14 от 18.07.2014. Договор № ЕД -1217/0208-15 от 03.08.2015

2.      

ЭБС Ассоциации «Электронное образование Республики Башкортостан»  

  http://e-library.ufa-rb.ru

1225

 

С любого компьютера, имеющего выход в Интернет, после регистрации в АБИС «Руслан» на площадке библиотеки УГАТУ

ЭБС создается в партнерстве с вузами РБ. Библиотека УГАТУ – координатор проекта

3.      

Консорциум аэрокосмических вузов России

http://elsau.ru/

1235

С любого компьютера, имеющего выход в Интернет, после регистрации в АБИС «Руслан» на площадке библиотеки УГАТУ

ЭБС создается в партнерстве с аэрокосмическими вузами РФ. Библиотека УГАТУ – координатор проекта

4.      

Электронная коллекция образовательных ресурсов УГАТУ

http://www.library.ugatu.ac.ru/cgi-bin/zgate.exe?Init+ugatu-fulltxt.xml,simple-fulltxt.xsl+rus

528

С любого компьютера по сети УГАТУ

Свидетельство о регистрац. №2012620618 от 22.06.2012

 

 

Электронные ресурсы, доступные УГАТУ

по состоянию на 31.12.2015

Наименование ресурса

Объем фонда электронных ресурсов

Доступ

Реквизиты договоров с правообладателями

1.                

Электронная библиотека диссертаций РГБ

885352 экз.

Доступ

с компьютеров читальных залов библиотеки, подключенных к ресурсу

 Договор №1330/0208-14 от 02.12.2014

 

2.                

СПС «КонсультантПлюс»

2007691 экз.

 

По сети УГАТУ

 

Договор 1392/0403

-14 т 10.12.14

3.                

 

СПС «Гарант»

6139026 экз.

Доступ

с компьютеров читальных залов библиотеки, подключенных к ресурсу

ООО «Гарант-Регион, договор № 3/Б от 21.01.2013 (пролонгирован до 08.02.2016.)

4.                

 

ИПС «Технорма/Документ»

 

36939 экз.

Локальная установка:

библиотека УГАТУ-5 мест;

кафедра стандартизации и метрологии-1место; кафедра начертательной геометрии и черчения-1 место

Договор № АОСС/914-15 № 989/0208-15 от 08.06.2015.

 

5.               *

Научная электронная библиотека  eLIBRARY*    http://elibrary.ru/

9169 полнотексто-вых журналов

С любого компьютера, имеющего выход в Интернет, после регистрации в НЭБ на площадке библиотеки УГАТУ

ООО «НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА». № 07-06/06 от 18.05.2006

6.                

Тематическая коллекция полнотекстовых журналов «Mathematics» издательства Elsevier

http://www.sciencedirect.com

120 наимен. журналов

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

Договор  №ЭА-190/0208-14 от 24.12.2014 г.

 

7.                

Научные полнотекстовые журналы издательства Springer*

http://www.springerlink.com

1900 наимен. журналов

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

Доступ открыт по гранту РФФИ

8.                

Научные полнотекстовые журналы издательства Taylor& Francis Group* http://www.tandfonline.com/

1800 наимен. журналов

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

В рамках Государственного контракта от 25.02.2014 г. №14.596.11.0002 между Министерством образования и науки и Государственной публичной научно-технической библиотекой России (далее ГПНТБ России)

9.                

Научные полнотекстовые журналы издательства Sage Publications*

650 наимен. журналов

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

В рамках Государственного контракта от 25.02.2014 г. №14.596.11.0002 между Министерством образования и науки и ГПНТБ России

10.             

Научные полнотекстовые журналы издательства Oxford University Press* http://www.oxfordjournals.org/

275 наимен. журналов

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

В рамках Государственного контракта от 25.02.2014 г. №14.596.11.0002 между Министерством образования и науки и ГПНТБ России

11.             

Научный полнотекстовый журнал Science The American Association for the Advancement of  Science

http://www.sciencemag.org

1 наимен. журнала

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

В рамках Государственного контракта от 25.02.2014 г. №14.596.11.0002 между Министерством образования и науки и ГПНТБ России

12.             

Научный полнотекстовый журнал Nature компании  Nature Publishing Group*

http://www.nature.com/

1 наимен. журнала

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

В рамках Государственного контракта от 25.02.2014 г. №14.596.11.0002 между Министерством образования и науки и ГПНТБ России

13.             

Научные полнотекстовые журналы Американского института физики

http://scitation.aip.org/

18 наимен. журналов

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

В рамках Государственного контракта от 25.02.2014 г. №14.596.11.0002 между Министерством образования и науки и ГПНТБ России

14.             

Научные полнотекстовые ресурсы Optical Society of America*

http://www.opticsinfobase.org/

22 наимен. журналов

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

В рамках Государственного контракта от 25.02.2014 г. №14.596.11.0002 между Министерством образования и науки и ГПНТБ России

15.             

База данных GreenFile компании EBSCO*

http://www.greeninfoonline.com

5800 библиогра-

фических записей, частично с полными текстами

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

Доступ предоставлен компанией EBSCO  российским организациям-участникам консорциума НЭЙКОН (в том числе УГАТУ - без подписания лицензионного договора)

16.             

Архив научных полнотекстовых журналов зарубежных издательств*-

Annual Reviews (1936-2006)

Cambridge University Press (1796-2011)

цифровой архив журнала Nature (1869- 2011)

Oxford University Press (1849– 1995)

SAGE Publications (1800-1998)

цифровой архив журнала Science (1880 -1996)

Taylor & Francis (1798-1997)

Институт физики Великобритании The Institute of Physics (1874-2000)

2361 наимен. журн.

С любого компьютера по сети УГАТУ, имеющего выход в Интернет

Доступ предоставлен российским организациям-участникам консорциума НЭЙКОН (в том числе УГАТУ - без подписания лицензионного договора)

* Периодические издания получены по Гранту и на баланс библиотеки не принимались.

8 . Материально-техническое обеспечение НИР

Для полноценного ведения НИР в НИИ или на кафедре необходимо следующее материально-техническое обеспечение.

Индивидуальное задание

Лаборатория, оснащенная специализированным оборудованием и ПО, необходимым для выполнения тех или иных научно-исследовательских работ; пакетами ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы и т.п.); выходом в Интернет с доступом к электронным базам данных.

Коллективное задание. Написание научной статьи по проблеме исследования

Компьютерный класс, оснащенный пакетами ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы и т.п.); специализированным ПО, необходимым для получения и отражения результатов выполнения тех или иных научно-исследовательских работ; выходом в Интернет с доступом к электронным базам данных.

Коллективное задание. Выступление на научной конференции по проблеме исследования или на научном семинаре кафедры

Компьютерный класс, оснащенный презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук) и пакетами ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы).

Промежуточный контроль

Компьютерный класс, оснащенный презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук) и пакетами ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы).

9.     Реализация НИР лицами с ОВЗ

Выбор мест и способов прохождения НИР для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учетом требований их доступности, а также рекомендованных условий и видов труда. В таком случае требования к структуре и содержанию НИР адаптируются под конкретные ограничения возможностей здоровья обучающегося, и отражаются в индивидуальном задании на НИР.